Некоторые аспекты компетентностного подхода и инновационных
тех­нологий в организации учебного процесса

Чилин С.А. Кандидат пед. наук, доцент,
начальник учебного отдела НОУ "ОНУТЦ ОАО "Газпром"

 

В переходный период от индустриального к информационному обществу, которым характеризуется развитие мировой  экономики, ключе­выми становятся процессы создания и распространения знаний.

Основным курсом развития новой экономики является мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал.

Подъем российской экономики коренным образом изменил условия ра­боты предприятий и корпораций. Эти изменения коснулись, прежде всего, вопросов стратегического и информационного менеджмента, реструктуриза­ции и капитализации компаний, введения мировых стандартов качества, управления человеческими ресурсами.

Анализируя происходящие изменения в реальной экономике, можно констатировать их влияние на восприятие организациями и предприятиями ОАО «Газпром» корпоративных образовательных учреждений и на измене­ния в деятельности самих образовательных учреждений.

На проходящем этапе преобразований в ОАО «Газпром» можно отме­тить увеличение востребованности корпоративной системы непрерывного фирменного профессионального образования. Только в НОУ «ОНУТЦ ОАО «Газпром» количество руководителей и специалистов, проходящих повыше­ние квалификации и профессиональную переподготовку, с 2000 года увели­чилось более чем в 6 раз (рис. 1).

Рис. 1.

 

Год
обуче­ния

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

К-во слу­шателей

233

379

591

766

836

948

1249

1293

1490

 

 

Это, на наш взгляд, объясняется тремя основными причинами.

Во-первых, произошел переход от достаточно развитой системы эко­номического и управленческого образования, адекватного условиям социа­листической экономики, к потребностям образования, удовлетворяющим требованиям рыночной экономики.

Во-вторых, изменились устаревшие стереотипы среди потребителей образования (предприятия, руководители и специалисты), прошли недоверие и настороженность к новым формам и методам образованиям. Появились и укоренились конкретные факторы востребованности тех знаний, которые дает СНФПО ОАО «Газпром».

В-третьих, новые информационные технологии в образовании реши­тельно изменили способы освоения знаний и приобретения практических на­выков.

Если вторая половина двадцатого века проходила под эгидой социаль­ного контракта, основанного на принципах фордизма в экономике, на кон­цепции государства в социальной сфере, то начало двадцать первого века формирует сетевую структуру хозяйственных связей и радикальные техноло­гические сдвиги. В социальной сфере ядром становится получение образова­ния на протяжении всей жизни человека. Поэтому определяющим направле­нием трансформации организации и содержания учебного процесса является более широкое использование компетентностного подхода в подготовке спе­циалистов.

Построение учебных планов и программ на основе «ключевых компе­тенций» (познавательных, деловых, информационных  и социальных) позво­лило активизировать учебный процесс и значительно приблизить его к ре­альным запросам потребителей образования. Как пример, можно привести набор «ключевых компетенций», утвержденных Департаментом по управле­нию персоналом ЗАО «Ямалгазинвест» в качестве управленческого потен­циала сотрудников, включенных в резерв на выдвижение на руководящие должности.

 

Компетентность

Определение

1. Планирование

Умение определить последовательность достижения поставленной цели

2. Аналитичность и системность мышления

Умение анализировать, работать в соот­ветствии с системой

3. Организационные способно­сти

Умение организовать процесс для дости­жения цели

4. Нормативность

Умение следовать правилам и нормам

5. Коммуникабельность

Умение взаимодействовать в команде

6. Влиятельность

Авторитетность мнения

7. Гибкость

Умение адекватно реагировать на ситуа­цию

8. Управление конфликтами

Способность удерживать контроль в си­туации разнонаправленных интересов

9. Стрессоустойчивость

Высокий уровень саморегуляции в стрес­совых ситуациях

 

Существуют различные  подходы к понятию «компетенция», но сего­дняшним требованиям, предъявляемым к руководителям и специалистам, уже не могут удовлетворить знания и навыки, полученные один раз и навсе­гда.

Компетентность неразрывно связана с возможностью адаптировать свои профессиональные знания и личностные способности в соответствии с динамикой изменения внешних условий. Именно «ключевые компетенции» могут рассматриваться как мера выявления способности использовать полу­ченный образовательный багаж  на практике.

В НОУ «ОНУТЦ ОАО «Газпром» при формировании учебных планов и программ подготовки резерва кадров использовались следующие осново­полагающие компетенции:

1. способность брать на себя ответственность и участвовать в совмест­ном принятии решений;

2. способность контролировать ситуацию при разнонаправленных ин­тересах в коллективе;

3. владение устным и письменным общением;

4. принятие необходимости учиться всю жизнь, как условие профес­сионального и карьерного роста.

Реализация компетентностного подхода к модели управленческого об­разования связана с необходимостью реинжиниринга учебно-методической деятельности, создания условий для имитации реальных деловых ситуаций в специальных деловых средах. При этом необходимо  как можно шире вне­дрять активные методы обучения, мультимедийные технологии, которые по­зволяют усилить коммуникативные аспекты образовательного процесса.

Важнейшее значение приобретает учет специфики обучения взрослых. В существующем широком перечне аспектов специфики обучения взрослых можно выделить два важнейших момента.

1. Наличие дефицита времени, отводимого на обучение, любое отвле­чение взрослого работающего человека от выполнения своего профессио­нального труда влечет за собой моральные и материальные издержки как для предприятия, так и для самого специалиста.

2. Мотивация  к обучению взрослого человека подверпгается воздейст­вию факторов двух противоречивых групп:

- факторы, мотивирующие обучение (карьерные, социальные);

- факторы, подавляющие активность к обучению (нежелание отвле­каться от трудовой деятельности, забытая форма деятельности, часто необ­ходимость командировки).

В связи с этим в НОУ «ОНУТЦ ОАО «Газпром» во главу угла при ра­боте с программами обучения ставится основная цель обучения взрослых – получение знаний по  конкретным вопросам, связанным с совершенствова­нием профессиональной деятельности, повышением профессиональной и общей культуры.

Обобщая наметившиеся тенденции, можно сформулировать основные параметры, которые определяют деловую среду, а соответственно с ними но­вые знания, навыки и компетенции профессиональных менеджеров.

Среди достаточно большого количества параметров можно выделить:

- возрастание влияния информационных технологий на содержание труда руководителей;

- деятельность в условиях сетевой модели хозяйственных связей;

- управление знаниями;

- организационное обучение.

Все эти изменяющиеся условия внешней среды требуют гибкого и бы­строго реагирования на изменяющиеся реалии.

Они, конечно, не требуют менять суть большинства действующих об­разовательных программ, но изменить способы и формы подачи этих про­грамм слушателям необходимо.

Это, в свою очередь, вызывает необходимость в смещении акцентов в образовательном процессе от пассивного получения информации к актив­ному ее восприятию и переработке.

Их внедрение в учебный процесс в НОУ «ОНУТЦ ОАО «Газпром» по­требовало введения нового в цели, содержание, методы, формы и организа­цию учебного процесса.

На настоящем этапе развития образовательных технологий в НОУ «ОНУТЦ ОАО «Газпром» - внедрение инноваций, основной путь повышения эффективности обучения.  Инновационные процессы являются закономерно­стью в развитии современного образования. Основные инновационные тех­нологии  в обучении взрослых, применение которых в НОУ «ОНУТЦ ОАО «Газпром» значительно повышает эффективность учебного процесса, пред­ставлены на рис. 2.

Перспективы корпоративного послевузовского образования связыва­ются с процессами глобальной информации, поэтому актуальное значение приобретают навыки работы в виртуальной среде, понимания  информации как стратегического ресурса. Это приводит к тому, что появляется новая па­радигма обучения и это требует диверсификации программ корпоративного обучения, которые должны быть направленными на развитие навыков  кон­кретных задач. Таким образом, динамика протекающих бизнес-процессов в обществах и организациях ОАО «Газпром» определяют личностные, интел­лектуальные и технические компетенции руководителей.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 2

 

В НОУ «ОНУТЦ ОАО «Газпром « при ежегодной корректуре базовых учебно-тематических планов и программ подготовки резерва кадров учиты­ваются компетенции:

- способность к изменениям и преобразованиям на предприятии;

- высокий уровень мобильности и способность работать виртуально;

- полный набор навыков, необходимых для процесса трансформации знаний;

- стратегическое мышление, целеполагание и целеустремленность;

- базовые знания для управления предприятием, информированность

- сотрудничество и работу в команде;

- понимание собственного значения, ценности и места в команде;

- личные качества, позволяющие создать имидж лидера;

- независимость от чужого мнения, сопротивление давлению извне и уверенность в своих силах.

В современном контексте обучение перестает рассматриваться как пас­сивный процесс, оно становится все более активным, целевым, отвечающим интересам конкретных обществ и организаций ОАО «Газпром».

Одним из последних примеров подготовки такого целевого обучения в НОУ «ОНУТЦ ОАО «Газпром» явилась разработка концепции, учебных про­грамм и материально-технической базы для подготовки по заданию ООО «Газфлот» руководителей и специалистов для работы на газовых месторож­дениях континентального шельфа России.

Требования в системе образования формируются не только под влия­нием фактора избытка или нехватки кадров определенной профессии, но приобретают большое значение привитие необходимых профессиональных, психологических характеристик специалистов в совокупности и в развитии.

В качестве примера реализации данного требования предприятий можно привести ситуацию по внедрению в программы обучения в НОУ «ОНУТЦ ОАО «Газпром» специальных курсов «Психологические аспекты поведения» для специалистов, чья производственная деятельность связана с возможными аварийными ситуациями.  

 

 

В заключение следует отметить, что внедрение в учебный процесс НОУ «ОНУТЦ ОАО «Газпром» инновационных техноло­гий позволило в значительной степени повысить качество процесса обуче­ния, значительно увеличить мотивацию к обучению взрослых слушателей, создать в аудитории атмосферу заинтересованной дискуссии, когда каждый может высказаться и быть услышанным по вопросам, представляющим его личный профессиональный интерес.

Использование компетентностного подхода к формированию учебных планов и программ позволило их значительно приблизить к реальным запро­сам предприятий ОАО «Газпром» и самих специалистов и слушателей.


Список литературы

 

1. Беляев А.И. Концепция дальнейшего развития Системы непрерыв­ного фирменного профессионального образования ОАО «Газпром»// Элек­трон. Дан. – режим доступа: http://www.snfpo.ru/help/articles/koncep.htm/ сво­бодный – Загл. с экрана

2. Беляев А.И., Балобин А.А. Система непрерывного фирменного профессионального образования ОАО «Газпром»: сегодня и завтра // Кадры газовой промышленности, - 2006. - № 4. – С. 7-10.

3. Пасленов А.П., Попович Т.В., Портнова И.Н. Мотивация как способ повышения эффективности обучения персонала // Кадры газовой промышленности. – 2006. - № 4. – С. 21-27.

4. Печерская Э.П. Некоторые подходы к оценке качества бизнес-образования // Открытое образование, - 2002. - № 6. – С. 57-64.