Дистанционное обучение в ОАО "Газпром"

В настоящее время система непрерывного фирменного профессионального образования (СНФПО) ОАО "Газпром" приобретает качественно новый характер за счет внедрения современных информационных технологий. Значительное место в ней занимает дистанционное обучение.

Дистанционное обучение проходит в условиях, когда не посещается учебное заведение, а слушатель самостоятельно осваивает дома или на рабочем месте определенный массив знаний и навыков. За каждым слушателем закрепляется специально обученный преподаватель — тьютор дистанционного обучения Учебного центра для помощи и контроля за процессом обучения. Обучение без отрыва от работы позволяет существенно сократить затраты на подготовку, переподготовку и повышение квалификации в системе непрерывного фирменного профессионального образования и обеспечить доступность образования таким категориям работников, как:

ОАО "Газпром" проводит работы в области дистанционного образования, начиная с 1995 года. За это время разработано отраслевое "Положение о дистанционном образовании", определены алгоритм обучения и механизмы его реализации, подготовлена учебная база, составляющая 17 комплектов дистанционного обучения (учебных курсов) по CASE-технологии для повышения квалификации работников предприятий бурения, добычи и транспорта газа. Каждый учебный курс основывается на программе повышения квалификации для конкретной специальности, разработанной ЦУМКгазпром и согласованной с Госгортехнадзором. Продолжительность обучения в среднем составляет от 80 до 132 часов.

CASE-ТЕХНОЛОГИЯ

При CASE-технологии учебный курс представляет собой книжное учебно-практическое пособие, содержащее целостное описание предметной области и необходимое количество контрольных заданий для самопроверки. Такое пособие обычно дополняется видеоматериалами, компьютерными обучающими программами для тренировки навыков и умений и контрольными (экзаменационными) заданиями. Вместе с учебным материалом слушателю для самостоятельного планирования занятий предоставляется учебная программа и методические рекомендации по обучению. После изучения всего курса слушатель выполняет контрольные (экзаменационные) задания и результат, записанный на идентификационную дискету, отправляет преподавателю Учебного центра на проверку для получения соответствующего сертификата.

Методические рекомендации
  • Рекомендации по системе дистанционного обучения
  • Паспорт рабочего места
  • Должностные и квалификационные требования
  • Учебная программа
  • Целевые установки, учебно-тематический план, содержание программы, содержание модулей, нормативная трудоемкость в часах, состав учебных материалов и последовательность изучения их
  • Учебно-методическое пособие
  • Для теоретической подготовки. Может быть представлено в виде набора лекций, учебника, технической документации и т.д.
  • Аудиоматериал
  • Сведения о дистанционном обучении
  • Лекции по технологическим процессам
  • Учебный видеофильм
  • Аудиовизуальное средство информации по конструкции, эксплуатации оборудования и технологическим процессам
  • Автоматизированная обучающая система (АОС)
  • Теоретическое обучение, самоконтроль, контроль обучения (входной, текущий, выходной), статистика результатов обучения
  • Тренажер-имитатор (ТИ)
  • Практическое обучение, отработка режимно-технологических задач, самоконтроль, контроль обучения (входной, текущий, выходной), статистика результатов обучения
  • Идентификационная дискета для контрольного (экзаменационного) задания
  • Запись статистики результатов выполнения контрольного (экзаменационного) задания
  • В комплект входят методические рекомендации, которые содержат детальную информацию о системе дистанционного обучения (ДО), методах ДО, а также о том, как получить поддержку в случае каких-либо затруднений в процессе обучения.

    В паспорте рабочего места определены квалификационные требования, предъявляемые к руководителю или специалисту.

    Учебные материалы представляют собой целый набор документов на бумажных и магнитных носителях. Например, лекции, техническая документация, аудио- и видеоматериалы, компьютерные обучающие программы.

    Завершающая часть обучения — экзамен. Поэтому в состав комплекта входит контрольные задания, предназначенные для выполнения на компьютере.

    Основой комплекта дистанционного обучения является его учебная программа, которая определяет содержание дополнительного профессионального образования по определенному курсу и служит руководством по обучению при помощи данного комплекта.

    Учебная программа для повышения квалификации состоит из нескольких (обычно, 8-9) модулей, каждый из которых содержит:

    Учебный материал модуля может быть представлен:

    Алгоритм организации дистанционного обучения

    Работник предприятия, желающий обучаться, обращается в службу управления персоналом с заявлением по вопросу образования. Служба управления персоналом направляет поступившие заявки от желающих обучаться в Учебный центр. Учебный центр согласно заявкам регистрирует новых слушателей и направляет предприятию соответствующие комплекты дистанционного обучения.

    После предварительного ознакомления с содержанием учебно-методических материалов комплекта слушатель составляет персональный план обучения, то есть расписание своих собственных учебных занятий.

    В состав каждого модуля входят контрольные вопросы для самоконтроля усвоения материала модуля в целом и оценки степени усвоения с помощью контрольной карты (шаблона). Если количество правильных ответов более 70 %, можно считать материал усвоенным и переходить к изучению следующего модуля, если правильных ответов меньше 70 %, изучение данного модуля необходимо повторить.

    Изучив все модули учебной программы, слушатель сдает экзамен на компьютере по контрольным (экзаменационным) дискетам, которые после этого передаются в Учебный центр для последующей оценки выполнения задания.

    Если контрольная работа выполнена правильно, Учебный центр высылает слушателю удостоверение (свидетельство) о повышении квалификации.

    КОМПЛЕКТЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ, разработанные ОНУТЦ по CASE-технологии

    Комплекты дистанционного обучения по бурению скважин:

    Комплекты дистанционного обучения по добыче газа:

    Комплекты дистанционного обучения по транспорту газа:

    Комплекты дистанционного обучения для специалистов по управлению персоналом:

    CD—ROM-технология

    В настоящее время уровень оснащения предприятий современной компьютерной техникой, возможности подключения к Интернет, использование электронной почты позволяют постепенно перевести дистанционное обучение на CD—ROM-технологию, а затем и на сетевую технологию.

    CD—ROM-технология предполагает доставку всей учебной информации слушателю на компакт-дисках. Кроме того, на отдельном компакт-диске слушатель получает управляющую программу, с помощью которой осуществляется доступ ко всей учебной информации и связь с преподавателем по электронной почте или специальному средству связи ОАО "Газпром", так называемой, "газовой связи" (рис. 1).

    Управляющая программа
    в режиме "Преподаватель"
    Управляющая программа
    в режиме "Слушатель"
    • регистрация
    • контроль и учет учебного процесса
    • консультации
    • выдача сертификата
    • обучение
    • промежуточное и итоговое тестирование

    Рис. 1

    Для взаимодействия преподавателя Учебного центра со слушателями на его компьютере устанавливается аналогичная управляющая программа, дополненная необходимыми функциями для контроля за процессом обучения. Благодаря этому по сравнению с CASE-технологией роль преподавателя в учебном процессе значительно возрастает. Теперь преподаватель регулярно получает текущие результаты статистики обучения слушателя и в зависимости от этих результатов может вносить изменения в программу обучения, передавать слушателю дополнительные тесты контроля знаний.

    Таким образом, для организации процесса обучения на компьютере слушателя на его рабочем месте и на компьютере преподавателя в Учебном центре должна быть установлена электронная почта, либо "газовая связь".

    Перед началом обучения слушатель в окне управляющей программы заполняет регистрационные сведения, которые передаются в виде файла на компьютер преподавателя, распознаются его управляющей программой и заносятся в банк данных. Слушатель получает сообщение о том, что он зарегистрирован, и приступает к обучению.

    Замена внушительных размеров кейса, заполненного учебно-методическими пособиями, видео- и аудиокассетами, дискетами и компакт-дисками с компьютерными обучающими системами, на несколько компакт-дисков с руководством пользователя при переходе на CD—ROM-технологию дает ряд преимуществ:

    Это внешняя сторона дела. Важное значение имеет не только объем учебной информации, но и методика "подачи" ее слушателю. Использование CD—ROM-технологии отнюдь не означает механического переноса учебного материала в электронный вид, происходят качественные изменения. Доступ на экране ко всем учебным материалам осуществляется из одного окна управляющей программы. Текстовая информация на экране в хорошо структурированном, сжатом виде концентрирует внимание на основных моментах, система ссылок и глоссарий облегчают поиск необходимых сведений. Тут же вы можете вывести на экран соответствующий видеофрагмент реального оборудования, прослушать комментарий специалиста, решить учебно-тренировочную задачу (рис. 2).

    Структурирование учебной информации означает представление ее на экране в виде иерархического дерева знаний, из которого осуществляется переход к конкретному учебному материалу — тексту, графике, видеоряду, анимационным фрагментам или их совокупности. Дерево знаний сохраняет присущий CASE-технологии дистанционного обучения модульный принцип построения. Каждый учебный модуль содержит учебный материал по определенной законченной теме. Таким образом, обучаемый сразу получает представление о логической структуре учебного курса, определяет приоритеты в обучении и может планировать свои занятия.

    Учебная информация на компакт-диске — это
    учебно-тренировочные задачи(УТЗ),
    видео-материалы,
    теоретические текстовые материалы,


    Рис. 2

    В конце изучения каждого модуля обучаемый выполняет промежуточный тест контроля знаний (рис. 3). После успешной сдачи всех промежуточных тестов обучаемому предстоит итоговый тест по всему курсу обучения, по результатам выполнения которого выдается соответствующий сертификат об окончании курса. Промежуточный или итоговый тест — это набор контрольных вопросов или учебно-тренировочных заданий. Обучаемому необходимо либо выбрать правильные ответы из предложенного списка ответов на вопрос, либо с помощью манипулятора "мышь" произвести воздействие на нужнй элемент динамически изменяющегося рисунка на экране.

    Тест контроля знаний слушателя
    Промежуточный Итоговый
    по результатам изучения
    одной определенной темы
    (или модуля) учебного курса
    по результатам обучения
    всего учебного курса
    Рис. 3

    Все статистические данные по процессу обучения и результаты выполнения тестов контроля знаний управляющая программа независимо от слушателя регулярно отправляет по электронной почте преподавателю, который следит за процессом обучения и, при необходимости, вносит изменения в курс обучения, составляет дополнительные тесты контроля знаний. Слушатель может также консультироваться с преподавателем, обмениваясь сообщениями с ним по E-mail.

    Обычно при практическом внедрении современных методов обучения важное значение имеет наличие необходимого оборудования на рабочих местах слушателей и уровень быстродействия телекоммуникационных систем. CD—ROM-технология не предъявляет высоких требований к быстродействию средств связи, так как вся учебная информации поставляется слушателю на компакт-диске, а по телекоммуникациям передаются только небольшие по объему сообщения и данные статистики. В настоящее время оснащенность предприятий газовой отрасли современными компьютерами, оборудованными дисководами для компакт-дисков и средствами связи, а также реально существующий уровень быстродействия телекоммуникаций вполне достаточны для широкого внедрения CD—ROM-технологии дистанционного обучения. Дальнейшее распространение средств Интернет, спутниковой связи, современной компьютерной техники, новые возможности в организации видеоконференций позволят постепенно перейти к дистанционному обучению по сетевой технологии.