Эволюция сетевых технологий дистанционного обучения.

Лобачев С.Л., директор НИИ ДО, Москва, МЭСИ; тел. 442-64-50, lsl@dist.mesi.ru

На примере анализа развития сетевых технологий дистанционного обучения в МЭСИ, рассматриваются общие закономерности развития дистанционных сетевых технологий и оценивается ближайшая перспектива их развития.

Три года назад сетевые технологии в нашем вузе были уделом узкой группы специалистов и практически не использовались в учебном процессе. К тому времени в МЭСИ уже существовал центр дистанционного обучения (ДО). Естественно, что единственно доступной технологией на тот период была case-технология. Учебные материалы распространялись на твердом носителе через сеть региональных учебных центров. В каждом центре создавалась группа сертифицированных МЭСИ преподавателей - тьюторов, проводящих консультации и тестовые испытания обучаемых.

Подключение к Интернет создало возможности для интеграции работ проводимых центром ДО с информационной и транспортной средой Интернет.

В период 1996-97 г.г. проведен большой объем работ по освоению технологий предлагаемых Интернет и, затем, разработке проектов использования этих технолдогий в системе дистанционного образования МЭСИ.

Работа в среде Интернет началась с создания сайтов для размещения на WWW-серверах. Затем были проведены ряд работ по переводу разработанных учебно-методических пособий системы ДО в гипертекстовый вид. Приблизительно в этот же период проводились работы по созданию мультимедиа курсов. Результатом всех этих работ явилось понимание необходимости некой программной оболочки, которая обеспечивала бы выполнение широкого набора административных функций обеспечивающих возможность организации на базе уже имеющихся гипертекстовых учебных пособий реальный учебный процесс.

Анализ предлагаемых на рынке систем такого назначения не позволял организовать обучение в среде Интернет. Все подобные системы были ориентированы на работу в локальной сети, а работоспособные версии для среды Интернет отсутствовали, что невольно привело нас к необходимости проведения разработки собственной системы. Поскольку она создавалась для организации доступа к инфолрмационным ресурсам, то, естественно, получила наименование “Электронная библиотека”.

К настоящему времени завершена разработка программного обеспечения сетевой электронной библиотеки и с февраля 1998 г. она доступна для пользователей Интернет по адресу http://web.ido.ru. Сейчас ее фонд учебных курсов составляет более 70 единиц.

В процессе разработки данной системы, она была существенно расширена и среди ее пользователей появились преподаватели-консультанты ( тьюторы), а пользователи получили возможность проходить у них обучение сочетая изучение учебных материалов с консультациями у преподавателей. Таким образом, данная система превратилась из электронной библиотеки в систему сетевого дистанционного обучения.

Создание системы сетевого ДО не отвергает работы проводимые по case-технологии, а органично их дополняет. Это наглядно проявилось при разработке корпоративной информационной системы автоматизации документооборота системы ДО МЭСИ. Именно в рамках этой системы стало ясно, что система сетевого ДО является еще одним учебным центром, наравне с другими центрами, работающими по case-технологии.

Построение системы сетевого ДО поставило вопрос о путях дальнейшего развития ДО вообще и самой системы, в частности. Ответом на поставленные вопросы является схема эволюции образовательных технологий, состоящая из четырех этапов:

Сегодня мы находимся на третьем этапе этапе. Впереди - построение виртуального учебного заведения. Приближение к этому этапу является вторая версия системы сетевого ДО, обеспечивающая ряд новых возможностей пользователям системы, а именно:

и ряд других.

Реализация этих возможностей вплотную приблизит момент создания первого виртуального учебного заведения. Единственно чего не хватает такой системе для того, что бы быть отнесенной к четвертому этапу эволюции - отсутствие выбора учебного заведения. Но эта возможность уже не за горами учитывая наш опыт по переносу системы сетевого ДО на средства Удмурдского Государственного Университета.

Сегодня у нас есть полная уверенность, что в следующем 1999 году в российском сегменте Интернет такой (виртуальный) вуз возникнет и мы сможем констатировать переход к высшему этапу эволюции образовательных технологий.