1. ВВЕДЕНИЕ

Эффективность работы технологического оборудования зависит от профессиональных качеств работников, их опыта, знаний и практических навыков.

Однако уровень профессионального обучения кадров не в полной мере соответствует требованиям сегодняшнего дня и происходящим изменениям в экономике отрасли. Это следствие того, что система профессионального обучения кадров еще недостаточно мобильна относительно происходящих изменений.

Поэтому развитию системы непрерывного обучения (СНО) на предприятиях отрасли должно уделяться надлежащее внимание. Она должна функционировать на основе более эффективных методов и средств профессионального обучения, позволяющих формировать знания, умения и навыки, необходимые для эксплуатации технологического оборудования.

Система должна включать в себя отбор кадров на обучение, теоретическое обучение (на основе самостоятельного изучения устройства, принципа действия, технических характеристик технологического оборудования, а также рациональных методов управления им с помощью автоматизированных обучающих систем (АОС) и учебно-методических пособий), формирование практических навыков (с помощью тренажеров-имитаторов (ТИ) и на реальном технологическом оборудовании).

Сменный инженер компрессорной станции относится к оперативному персоналу компрессорной станции, от квалификации которого зависит экономичность режимов и безопасность эксплуатации газоперекачивающих агрегатов. Поэтому учебе этой категории специалистов компрессорных станций следует уделять особое внимание, используя при этом самые различные формы обучения. Одной из таких форм является дистанционное (заочное) обучение.

В настоящей работе даются методические рекомендации по организации дистанционного обучения сменных инженеров компрессорных станций.

2. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Существует множество различных подходов к организации повышения квалификации специалистов в СНО на предприятиях РАО "Газпром". Естественно, наиболее эффективным является централизованное и систематическое обучение специалистов с отрывом от производства в специализированных учебных центрах.

Однако при организации повышения квалификации (переподготовки) предприятиям приходится сталкиваться с рядом серьезных проблем:

Все это требует использования приемлемых форм обучения исходя из складывающихся обстоятельств, при которых устранялись бы разного рода организационные барьеры, ограничивающие доступ к обучению.

Одной из таких форм является дистанционное обучение. Дистанционное обучение ориентировано на индивидуальный подход и заинтересованное отношение к учебе, при которых главной проверкой результатов обучения является практика, качество специалиста, его профессиональное продвижение. Для данной формы обучения характерно использование современных методик и технических средств: применение аудио- и видеозаписи учебных курсов в кассетах, компьютерных обучающих программ, учебного телевидения, электронной почты и т.д.

Можно сказать, что дистанционное обучение (ДО) — это вид заочного обучения на новой ступени развития, основанного на широком использовании современных информационных технологий, персональных компьютеров, видео-и аудиотехники, коммуникационных инфраструктур (телефонные, компьютерные сети и т.п.) с целью самообразования (повышения квалификации, переподготовки).

В настоящее время предприятия РАО "Газпром" в достаточной степени оснащены указанными средствами, что позволяет использовать дистанционное обучение в отраслевой СНО с целью повышения квалификации (переподготовки) специалистов, имеющих опыт работы с изучаемой техникой.

Дистанционное обучение заключается в самостоятельном освоении определенного массива знаний и навыков по выбранному курсу и программе с заданной информационной технологией.

Содержание предлагаемого к освоению курса систематизировано и аккумулировано в единый Комплект учебно-методических материалов для дистанционного обучения.

Комплект учебно-методических материалов (КДО) ("кейс") для дистанционного обучения представляет собой набор учебных материалов согласно программе обучения (повышение квалификации, переподготовка, деловые игры, семинары и т. д.) и инструктивных материалов (методические указания) о порядке изучения предлагаемого курса.

Комплект обычно содержит учебные пособия на бумажном и магнитном носителях:

Несмотря на быстрое развитие информационных технологий и широкий спектр их применения в дистанционном обучении основной объем материалов для изучения представляется в виде печатных изданий, так как в подобной форме его легче читать и усваивать. Поэтому все дистанционные курсы основаны на базовых учебниках, издаваемых большими тиражами, причем эти учебники не обязательно могут быть ориентированы на дистанционное обучение , они содержат основную информацию и дают основные знания. В дополнение к базовым универсальным учебникам представляются и печатные методические материалы к каждому учебному курсу.

Наиболее современные, свежие материалы, дополнительную информацию и методические пособия удобнее передавать через электронные средства связи: в этом случае обеспечивается практически мгновенная доставка информации.

Доставку основного материала в виде текста или графики можно осуществлять и через компьютерные сети.

В наиболее простом виде эти технологии применяются в национальных и мировых компьютерных сетях типа Internet.

Материалы для изучения и справочные материалы хранятся в архивах на серверах глобальных компьютерных сетей и могут быть запрошены обучаемыми, подключенными к данной сети, в оперативном режиме или через асинхронную электронную почту.

Сейчас в нашей стране наиболее распространена сеть Relcom и её академически-учебная сеть RELARN, предоставляющие в основном асинхронный вид передачи информации.

Видео — очень полезная технология применительно к дистанционному обучению. Видеопленки позволяют огромному числу обучаемых прослушивать лекции лучших преподавателей, специалистов. Видеокассеты могут быть использованы в домашних условиях.

Нет сомнений в том, что такая система подачи изучаемого материала приобретет огромную популярность. И все же не все курсы необходимо подкреплять видеоматериалами.

Если в курсе необходима визуальная информация в виде учебного видеофильма и её невозможно дать в печатном виде, то тогда необходимость видеоматериалов очевидна. Если же речь идет всего лишь о записи лекции без каких-либо дополнительных специальных иллюстраций, то её лучше записать на аудиокассету.

В нынешних российских условиях нет ни психологических, ни технических препятствий к использованию видеообучения: значительная часть населения имеет аудио- и видеоаппаратуру дома. В будущем в центрах дистанционного обучения можно будет получить в прокат аудио- и видеопленки с обучающим материалом (лекции, учебные видеофильмы).

Телевидение играет очень большую роль в жизни российских людей: практически в каждой семье есть хоть один телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения.

Обучающие теле- и радиопрограммы могут передаваться через спутниковое телевидение.

Спутниковые каналы позволяют также организовывать коммуникационные сети ISDN, по которым можно передавать в цифровом виде одновременно видеоизображение, звук, текст и копии документов.

Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются электронные учебники и справочники как обычные, так и записанные на CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний.

В отличие от книги эта технология позволяет подавать материал в динамичной графической форме.

В системе непрерывного обучения РАО "Газпром" уже существует отраслевая программа их разработки и распространения.

Оперативное общение преподавателя и обучаемого является неотъемлемой частью процесса дистанционного обучения, во время такого общения обучаемые могут консультироваться у преподавателей. Это также позволяет преподавателям наблюдать за ходом усвоения материала и организовывать обучение на основе индивидуального подхода.

Асинхронная система общения между преподавателем и обучаемым, необходимая для обмена информацией (вопросы, советы, дополнительный материал, контрольные задания), позволяет обучаемым и преподавателям анализировать полученные сообщения и отвечать на них в любое удобное время.

Одним из видов асинхронного общения является голосовая почта, когда обучаемый звонит по какому-то определенному номеру телефона и его вопросы записываются на пленку. Далее преподаватель прослушивает запись и записывает свой ответ на другую пленку, которую обучаемый, в свою очередь, может прослушать в асинхронном режиме.

Необходимая часть системы дистанционного обучения — самообучение. В процессе самообучения обучаемый может изучать материал, пользуясь печатными изданиями, аудио- и видеопленками, компьютерными обучающими программами как обычными, так и записанными на CD-ROM. К тому же обучаемый должен иметь доступ к электронным библиотекам и базам данных, содержащим огромное количество разнообразной информации.

Что касается контроля успеваемости обучаемых, то он может проводиться путем обычных экзаменов, через электронную почту, компьютерную систему.

Заключая, необходимо отметить, что дистанционное обучение в условиях отрасли крайне важно.

С точки зрения информационных технологий наиболее простым вариантом является использование Комплекта учебно-методических материалов для дистанционного обучения. Эта технология доступна уже сейчас и может широко использоваться для обучения специалистов, имеющих сильную мотивацию к обучению. Но для развития полномасштабного дистанционного обучения необходимо развитие информационных ресурсов, доступных по системам электронных телекоммуникаций, электронных библиотек и центров спутникового телевидения по всей России.

3. КОМПЛЕКТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

КДО — это своего рода "коробка для инструментов", с помощью которых обучаемый может самостоятельно освоить предложенный курс. Некоторые из них обучаемым известны, другие же могут оказаться новыми, и обучаемому придется попрактиковаться с тем, чтобы приобрести навыки в их использовании. Схематично состав КДО показан в приложении 1.

Рассмотрим более подробно некоторые элементы комплекта.

Методические рекомендации

Методические рекомендации содержат детальную информацию для обучаемого о системе ДО, помогают ему понять методы ДО и выработать систему ДО, как получить поддержку в случае возникновения затруднений в процессе обучения.

Программа ДО

Программа является руководством для получения определенной квалификации и состоит из серии модулей. Можно заниматься по программе одного или нескольких модулей в зависимости от задач и целей обучения. Программа может редактироваться и обновляться. В нее могут включаться добавочные модули, чтобы у обучаемых был более широкий выбор тематики.

Модуль

Модуль — это минимальная неделимая тематическая часть программы, согласно которой учебный и методический материал представлен для самостоятельного изучения. А также указывается наименование темы, цели обучения, учебные вопросы и ориентировочное время, необходимое для их изучения, а также состав модуля и материального обеспечения.

К каждому модулю прилагаются методические указания о порядке и последовательности изучения учебных вопросов, контрольные вопросы с контрольной картой для самоконтроля усвоения полученных знаний и т. д.

Модуль может комплектоваться из следующих материалов:

Информационные аудио- и видеоматериалы

Аудио- и видеоматериалы предназначены для иллюстрации и ускоренного освоения текстовых материалов. Большинство модулей содержат видеокассеты. Поэтому обучаемому потребуются средства воспроизведения их.

Аудиокассеты с лекциями служат для прослушивания дома или на рабочем месте, так как процесс прослушивания быстрее процесса чтения. Обычно двухчасовые аудиопрограммы представлены на одной кассете и могут содержать, кроме лекционного материала, интервью авторов и практических работников, а также пояснения и дискуссии по обучению.

Видеокассеты содержат иллюстрации главных вопросов, которые детально обсуждаются в учебных пособиях. Можно вначале просмотреть видеоматериалы, а потом перейти к изучению текстовых материалов для облегчения ориентировки в тексте.

Компьютерные диски

Большинство модулей включают компьютерные программы (АОС, ТИ, контрольно-экзаменационные задания) или данные на диске. Поэтому обучаемому на рабочем месте или в классе потребуется IBM — совместимый компьютер.

Автоматизированная обучающая система — программный пакет, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел. Она соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и эксперта усвоенной информации. При этом АОС обладает следующими преимуществами по сравнению с указанными видами учебных пособий:

Тренажеры-имитаторы — служат для отработки и закрепления практических навыков при решении задач.

Они обеспечивают получение информации по теории и приемам решения задач, тренировку на различных уровнях самостоятельности, самоконтроля и контроля.

Как правило, ТИ включают в себя следующие режимы: изучение теории, демонстрация примеров, работа с "мастером", самостоятельная работа, самоконтроль, контроль.

Контрольные программы — программные средства, предназначенные для проверки (оценки) качества знаний. Контрольная программа должна представлять обучаемому возможность ввода ответа в форме, максимально приближенной к общепринятой, обеспечивать фиксацию результатов контроля, сбор, распечатку и статистический анализ. Контрольная программа должна анализировать ответ на правильность и выдавать адекватную оценку независимо от формы и синтаксической грамотности ответа.

АОС и ТИ должны обеспечивать функционирование следующих режимов:

Контрольная дискета

Контрольная дискета с контрольным заданием предназначена для выполнения контрольной (экзаменационной) работы по итогам обучения.

Контрольная дискета рассчитана на один запуск, лимитированный по времени. После выполнения контрольного задания, контрольная дискета передается в учебный центр для анализа (оценки).

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

ДО создает условия всем работникам для повышения квалификации и самообразования. Поэтому каждый работник имеет право обратиться в службу управления персоналом предприятия с заявлением по вопросу образования.

Специалисты службы управления персоналом обязаны консультировать работников по дистанционному обучению и принимать соответствующие меры по удовлетворению их запросов. С этой целью они через руководителей подразделений и служб проводит разъяснительную работу по привлечению работников предприятия повышать квалификацию методом дистанционного обучения, а также организуют планирование, контроль за процессом и результатами обучения.

Специалисты службы управления персоналом направляют поступившие к ним заявки от изъявивших желание специалистов пройти ДО в соответствующие учебные центры.

Учебные центры на основании заявок производят зачисление их своими слушателями и направляют предприятию (или непосредственно обучаемому) необходимые комплекты ДО.

На предприятиях издается приказ об организации обучения работников по дистанционной форме обучения, которым определяется состав обучаемых, цели, сроки, порядок обучения и другие вопросы.

В зависимости от местонахождения обучаемых относительно учебного центра дистанционное обучение может осуществляться по двум формам:

Темпы прохождения программы обучения, как правило, обучаемые определяют самостоятельно.

Объем и уровень знаний и практических навыков специалистов, обучаемых по дистанционной форме обучения, должны соответствовать знаниям и навыкам, получаемым специалистами при обучении по традиционным формам, и определяться учебно-тематическими планами в соответствии с действующими нормативными документами.

Специалисты во время самостоятельных занятий должны изучить учебную и эксплуатационную документацию, выполнить контрольные задания и практическую работу, если они предусмотрены программой по изучаемому курсу.

Необходимую эксплуатационную документацию, а также необходимые средства (условия) для практических занятий предоставляет предприятие.

Специалисты, прошедшие самостоятельное обучение в соответствии с учебно-тематическим планом, сдают обязательный итоговый экзамен на компьютере с помощью контрольных (экзаменационных) дискет, входящих в КДО.

Специалистам, успешно сдавшим экзамен, выдается удостоверение (свидетельство, диплом). Схематично организация ДО показана в приложении 2.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

ОНУТЦ предоставляет Вам возможность повысить свою квалификацию без отрыва от производства посредством КДО.

Для многих из Вас это будет первый опыт дистанционного обучения и Вы увидите, что оно значительно отличается от общепринятого очного обучения.

Особенностью ДО является то, что обучаемый находится в трудовом коллективе (а не в учебной группе), в котором исполняет профессиональную деятельность и имеет опыт практической работы, как правило, по профилю обучения.

Поэтому ответственность и максимальная самостоятельность являются решающими факторами при организации собственного процесса обучения при дистанционной форме.

В этом случае совершенствование индивидуального стиля мышления, самостоятельности осуществляется самим обучаемым. Исходя из этого, учебные материалы для дистанционного обучения содержат методические рекомендации по организации самообразования, самоуправления, в которых раскрывается технология самообразования с целью привития обучаемым определенных способностей навыков и умений.

В частности, к ним относятся:

Для этой цели учебные материалы комплекта для дистанционного обучения постоянно сопровождаются методическими рекомендациями (указаниями) по технологии самообразования. Поэтому необходимо их тщательно изучать и выполнять.

Подготовка к дистанционному обучению

Сделав вывод о том, что повышение квалификации путем дистанционного обучения является важной Вашей задачей. Вам необходимо спланировать собственное время, продумать, где и как заниматься, и определить, какое дополнительное обеспечение может понадобиться для достижения наилучших результатов, соответствующих Вашим целям (рис. 1).

Рис. 1. Подготовка к дистанционному обучению

Помните, время является невосполнимым ресурсом и наибольшей ценностью, и его нужно использовать как можно более эффективно. Поэтому сделайте анализ Вашей "средней" недели и выделите регулярное время для занятий. Для этого попробуйте выполнить нижеприведенное задание.

Задание

В таблице, расположенной ниже, запишите все действия, произведенные Вами за день, включая сон, еду, хобби и т. д. Просуммируйте Ваше "свободное" время за каждый день и за неделю в целом. Помните, что предполагается, что Вы рассматриваете "среднюю" неделю без учета каких-либо непредвиденных обстоятельств.

  Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
1 2 3 4 5 6 7 8
Время1       
 2       
 3       
 4       
 5       
 6       
 7       
 8       
 9       
 10       
 11       
 12       
 13       
 14       
 15       
 16       
 17       
 18       
 19       
 20       
 21       
 22       
 23       
 24       
Свободное время       
Общее время, требуемое на обучение =

Например, программой повышения квалификации для краткосрочного тематического обучения по вопросам конкретного производства предусматривается не менее 72 часов учебного времени. Исходя из этого, необходимо определить, сколько требуется недель, часов в каждой неделе на обучение. Если принять, что Вы сможете в неделю использовать для обучения 6 часов, то Вам потребуется для полного освоения курса 12 недель (3 месяца).Согласно опыту 2-3 часа в день, 2-3 дня в неделю — оптимальный режим для занятий.

Получив представление об элементах дистанционного обучения, Вы должны иметь четкое представление о структуре курса. Для этого Вам необходимо ознакомиться с содержанием комплекта дистанционного обучения, изучить данные рекомендации, программу обучения и научиться в них ориентироваться. После этого Вы приступаете к разработке персонального плана обучения (расписания), основываясь на рекомендациях, изложенных в Программе. Наиболее простой вариант плана показан в приложении 3.

Персональный план обучения должен определить, каким образом занятия будут сочетаться с Вашей профессиональной и личной жизнью.

Если Вы все это проделаете, то сможете увидеть сколько времени необходимо тратить и сколько остается для других целей. Это будет хорошее начало для управления Вашим временем. Некоторые из Вас уже являются хорошими "управленцами временем", опытными в определении приоритетов и управлении собственной деятельностью, но несмотря на это Вы должны выполнить большую работу по самопроверке с тем, чтобы увидеть, действительно ли Вы подготовлены и способны управлять Вашими занятиями для успешного завершения курса.

Разрабатывая индивидуальный план обучения (расписание), необходимо всесторонне продумать все вопросы по организации занятий. Реалистичный план (расписание) значительно облегчит Ваше обучение. Целесообразно обсудить персональный план с Вашим непосредственным начальником.

После этого можно приступить к учебе. Общий порядок изучения каждого модуля может быть следующим.

Изучив теоретический материал, изложенный в учебном пособии, необходимо ответить на контрольные вопросы, обычно приводимые в конце каждой главы (раздела). Если какие-то вопросы вызывают трудности, следует вернуться к соответствующим главам (разделам) данного пособия, изучить их и снова ответить на контрольные вопросы. Переходить к изучению следующего раздела (главы) можно только после усвоения предыдущего.

Для получения более глубоких знаний по конкретному технологическому процессу необходимо просмотреть учебный видеофильм.

Для закрепления полученных теоретических знаний следует перейти к обучению с помощью АОС, а в дальнейшем — для выработки навыков — к обучению с помощью ТИ.

Порядок обучения с помощью АОС и ТИ изложены в Руководстве пользователя и в Инструкции по установке и запуску.

Изучив весь учебный материал модуля, необходимо ответить на контрольные вопросы для самоконтроля усвоения материала модуля. Если количество правильных ответов более 70 %, можно считать материал усвоенным и переходить к изучению следующего модуля, если правильных ответов меньше 70 %, изучение данного модуля необходимо повторить.

Таким образом, изучив все модули, Вы сдаете экзамен на компьютере по контрольным (экзаменационным) дискетам, которые после этого передаются в учебный центр (отдел кадров) для последующей оценки выполнения задания.

Если контрольная работа выполнена Вами правильно, учебный центр высылает Вам удостоверение (свидетельство) о повышении квалификации.

Итак, Вы уяснили, что такое ДО (мысленно представляете приведенную на рис. 2 диаграмму системы ДО), поставили перед собой конкретные цели и задачи обучения, спланировали свое время, определились со стилем занятий и создали соответствующую обстановку для них. Можно приступать к учебе.

Желаем Вам успехов!

Рис. 2. Диаграмма системы дистанционного обучения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Персональный учебный план

№ недели Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье Всего часов Модуль №
Примечания
Начало обучения Окончание обучения
№ учебного вопросачасы № учебного вопросачасы № учебного вопросачасы № учебного вопросачасы № учебного вопросачасы № учебного вопросачасы № учебного вопросачасы План/Факт
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
Общее количество часов