ВВЕДЕНИЕ

Современная информатика уверенно входит и среду образования. Благодаря ей стало возможным построение открытой системы образования, позволяющей каждому человеку выбрать свою траекторию образования.

Новые технологии получения знаний, основанные на использовании дидактических свойств компьютера, позволяют индивидуализировать учебных процесс при сохранении его целостности за счет интеллектуальных компьютерных систем.

А использование в обучении телекоммуникационных сетей обеспечивает эффект непосредственного общения между преподавателем и обучаемым (что всегда было преимуществом и отличительной чертой очного образования) независимо от того, на каком физическом расстоянии они находятся друг от друга.

Объединение компьютерных обучающих систем и телекоммуникационных сетей в целях обучения позволяет говорить о создании системы дистанционного образования.

Специфика этот формы образования очевидна. Она становится в итоге таким социальным институтом, который способен предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно, обеспечивать широким массам людей возможность получения послевузовского и дополнительного образования.

При данной форме обучения устраняются разною рода организационные барьеры, ограничивающие доступ людей к источникам знаний.

Особенностью дистанционного обучения является и то, что обучаемый находится в трудовом коллективе (а не в учебной группе), в котором исполняет профессиональную деятельность и имеет опыт практической работы, как правило, по профилю обучения. Поэтому ответственность и самостоятельность. являются важными факторами при организации собственного процесса обучения. В этом случае совершенствование индивидуального стиля мышления, самостоятельности осуществляется самим обучаемым.

Не менее значима и психолого-педагогическая специфика дистанционного образования. Самыми сложными вопросами являются: где и как использовать дистанционное обучение; как организовать не внедрение есть насильственное проникновение дистанционного обучения, а процесс естественного его использования, связанный с потребностью в нем. И прежде всего тех, кто в силу своей профессиональной деятельности должен организовывать и осуществлять дистанционное обучение. В этом случае проблема разделяется на две составляющие. Одна - подготовка (переподготовка) преподавательского состава, другая - процесс концептуальной переработки читаемых ими курсов и дисциплин. То есть необходимы разработка новой с психолого-педагогоческой концепции обучения и создание принципиально новых учебно-методических материалов содержательной основы учебного процесса. Они могут отличаться от существующих по форме, содержанию и роли преподавателя.

Организация дистанционного обучения в отраслевой СНО значительно повысит уровень доступности образования для всех работников отрасли.

В данных методических рекомендациях рассматриваются вопросы организации дистанционного обучения на предприятиях РАО "Газпром" с помощью комплекта учебно-методических материалов с целью повышения квалификации специалистов.

1. ПРИНЦИПЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ОТРАСЛЕВОЙ СНО

Современная газовая промышленность отличается возрастающим уровнем автоматизации, применением современных технологических процессов охватывает почти всю территорию Российской Федерации.

Все это предъявляет соответствующие требования к уровню профессиональной подготовки специалистов и требует периодическою обучения их как в специализированных по технологическим направлениям учебных центрах, так и непосредственно на производстве.

Для решения этих вопросов в отрасли функционирует система непрерывного обучения (СНО) кадров.

Эта система предусматривает периодическое повышение квалификации всех специалистов с изменяющимися во времени приоритетами обучения по индивидуальным планам для каждого конкретного специалиста и каждой конкретной специальности учебным программам.

Системность фирменного обучения обеспечивается планомерным обученном работников предприятии во время всей их профессиональной деятельности по заранее разработанным учебным программам с применением специальных учебно-методических материалов (УММ).

Для повышения квалификации специалистов широко используются новые принципы и методы обучения, позволяющие активизировать сам процесс обучения, приблизив его к решению профессиональных задач обучаемых, за счет компьютеризации профессионального обучения.

Работы в области компьютеризации профессионального обучения с целью повышения квалификации специалистов в отрасли ведутся с начала 80-x годов в направлении разработки и использования компьютерных обучающих систем (КОС) - автоматизированных обучающих систем (АОС) и тренажеров-имитаторов (ТИ).

За это время в отраслевой СНО создан и обширный фонд учебно-методических материалов, включающий около тысячи наименовании для 97 специальностей.

Для целенаправленного и оперативного использования всего учебно-методического фонда всеми сотрудниками газовой отрасли в Учебном Центре РАО "Газпром" создается компьютеризированный банк данных учебно-методических материалов. В этот банк может войти каждый сотрудник отрасли, ознакомиться с его содержанием и. к случае необходимости, заказать распечатку нужных учебных материалов или сделать заказ в библиотеке учебного центра.

Сложившаяся ситуация способствует созданию мобильной информационно-образовательной среды в отраслевой СНО и перемещению в необходимых случаях средств обучения из учебных центров непосредственно на производство. Так как. во-первых, в области использования компьютерных обучающих систем в отраслевой СНО имеется определенный опыт. Во-вторых существует значительный задел в части программного обеспечения. В-третьих. на сегодняшний день предприятия отрасли располагают достаточным нарком персональных компьютеров и электронной почтой.

С созданием мобильной информационно-образовательной среды получило дальнейшее развитие профессиональное обучение без отрыва от производства.

Данная форма обучения в силу отраслевой специфики (удаленность объектов, применение вахтового метода организации труда и др.) не только способствует процессу обучения, но и ликвидирует значительные издержки. связанные с обрывом персонала от производства.

Учитывая кардинальные изменения в техническом оснащении рабочих мест руководителей и специалистов, появление мобильной информационно-образовательной среды в отраслевой СНО. изучив опыт зарубежных фирм (Бритиш Газ, БАСФ) по организации обучения специалистов УК и СР РАО "Газпром" в 1995 году приняло решение о создании и организации отраслевой системы дистанционного обучения (ДО) для повышения квалификации специалистов предприятй РАО "Газпром".

Дистанционное обучение - это вид заочного обучения на новой ступени; развития, основанного на широком использовании современных информационных технологии, персональных компьютеров, видео- и аудио-техники, коммуникационных инфраструктур с целью самообразования (повышения квалификации, переподготовки).

2.ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Обучаемые при дистанционном обучении в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а учатся в удобное для себя время в удобном месте и в удобном темпе, что представляет большое преимущество для тех, кому недоступно обучение с отрывом от основной деятельности. Каждый может учиться столько, сколько ему необходимо для освоения предмета.

Модульность

В основу программ ДО положен модульный принцип. Каждый отдельный курс создаст целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям.

Экономическая эффективность, ДО обходится на 50 % дешевке традиционных форм обучения. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления (весь курс собран в единый комплект) к унификации содержания, ориентированности технологии ДО) на большое количество обучающихся, а также за счет сокращения командировочных расходов.

Новая роль преподавателя

На него возлагаются такие функции как руководство учебными проектами. консультирование при составлении индивидуально! о учебного плана и др. Асинхронное взаимодействие преподавателя и обучаемого в процессе обучения осуществляется по электронной почте.

Специализированный контроль качества обучения

В качестве форм кот роля в ДО используются дистанционно организованные экзамены.

Использование специализированных технологий и средств обучения

Технология дистанционного обучения - это совокупность, методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процесс самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний. Обучающая технология строится на фундаменте определенного содержания и должна соответствовать требованиям его представления. Содержание предлагаемого к освоению знания аккумулируется в специальных курсах и модулях. предназначенных для ДО и основанных на имеющихся в отрасли образовательных стандартах, а также в банках данных и знании, библиотеках видеосюжетов и так далее.

Представление информации для обучаемых осуществляется в виде:

Носителями являются:

В качестве средств обучения в ДО выступают соответственно:

Опора на современные средства передачи образовательной информации

Центральным звеном ДО являются средства телекоммуникации и их транспортная основа. Они используются для обеспечения образовательных процессов:

В конечном итоге создаваемая система ДО направлена на расширение отраслевой СНО.

ДО дополнит существующие очные и заочные системы обучения, не будучи их антагонистом. Оно естественным образом интегрируется в эти системы, совершенствуя и развитых их, способствует усилению интеграции разнообразных образовательных структур и развитию непрерывного образования кадров.

За счет создания мобильной информационно-образовательной среды и сокращения удельных затрат на одного обучаемого примерно в два раза в сравнении с традиционными системами обучения ДО обеспечит принципиально новый уровень доступности образования при сохранении его качества.

Необходимо отметить, Правительственная программа предусматривает чтобы российская система ДО уже к 2000 году располагала возможностями для обучения до 2 млн человек в год по направлениям дополнительно образования (включая повышение квалификации и переподготовку кадров).

Процесс развития дистанционного обучения в отрасли только начинается. С точки зрения информационных технологий наиболее простым вариантом для организации ДО является использование электронной почты печатных материалов и видеокассет. Эти технологии доступны уже сейчас и могут широко использоваться.

Но для развития полномасштабного ДО необходимо развитие информационных ресурсов, доступных по системам электронных телекоммуникации.

Освоение ДО как формы обучения на предприятиях РАО "Газпром" рекомендуется осуществлять с помощью комплекта учебных материалов, как наиболее доступного варианта ДО с точки зрения информационной технологии. Эту технологию можно внедрять в широком масштабе без каких-либо трудностей: она достаточна для людей, имеющих сильную мотивацию к обучению.

Обучение с помощью комплекта учебно-методических материалов ("кейса") заключается в самостоятельном теоретическом и практическом освоении определенного объема учебного материала по предложенному курсу (72-100 часов) и программе с заданной информационной технологией

Комплект учебно-методических материалов ("кейс") представляет собой набор учебных материалов согласно программе обучения и инструктивных материалов о порядке изучения предлагаемого курса (методическое руководство).

Комплект обычно содержит учебные пособия на бумажном и магнитных носителях, компьютерные учебные курсы для осмысления и закрепления теоретического материала - автоматизированные обучающие системы и тренажеры для формирования практических умений, развития профессиональной интуиции и творческих способностей, систему контроля и статистики результатов обучения.

Программа дистанционного обучения формируется из серии модулей. Модули базируются на курсах, разработанных учебным центром для повышения квалификации специалистов предприятии с целью получения определенной квалификации. Состав комплекта дистанционного обучения приведен в приложении 1.

Состав комплекта устанавливается .разработчиком согласно учебно-тематическому плану и программе.

Дистанционное обучение на предприятиях с целью повышения квалификации и переподготовки специалистов организуется через учебных центры. Учебные центры предприятий для этих целей создают необходимую учебно-материальную базу и осваивают методику его практического применения.

На предприятиях для организации дистанционного обучения персонала создаются необходимые условия: предоставление обучаемым персональных компьютеров, видео- и аудиотехники, средств связи и т. п. При необходимости за обучаемым закрепляется консультант.

Организация дистанционного обучения и океана в "Положении о дистанционном образовании руководителей и специалистов предприятий РАО "Газпром".

Для успешного функционирования дистанционного обучения в отраслевой СНО необходимы:

Учебно-методическое руководство по организации дистанционного обучения в учебных центрах предприятии РАО "Газпром" осуществляет Отраслевой научно-исследовательский учебно-тренажерный центр (ОНУТЦ).

2. ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РФ. ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Как было отмечено в предыдущей главе, ДО имеет огромное значение для отрасли, обладающей значительным интеллектуальным потенциалом и разбросанной по гигантской территории страны, так как позволяет активно использовать образовательный потенциал ведущих университетов, академии, институтов, лидирующих образовательных центров подготовки и переподготовки кадров, институтов повышения квалификации и других образовательных учреждений.

Поэтому отраслевая СНО должна обеспечивать получение работниками базового и дополнительного образования параллельно с их основной деятельностью через дистанционное обучение в этих образовательных учреждениях.

При организации ДО информационные технологии должны обеспечивать:

  1. доставку обучаемым основного объема изучаемого материала;
  2. интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателя в процессе обучения;
  3. предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала;
  4. оценку их знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения. В практике ДО для достижения этих целей в настоящее время наиболее простым вариантом является использование электронной почты, печатных материалов и видеокассет.

Но для полномасштабного ДО необходимо дальнейшее развитие информационных ресурсов, доступных по системам электронных телекоммуникаций, электронных библиотек и центров спутникового телевидения по всей стране. Главным препятствием на этом пути являются дефицит вычислительной техники, особенно в личном пользования и ограниченные возможности связи, даже телефонной, не говоря о связи более высокого уровня.

Доставка обучаемым основного объема изучаемого материала. Что касается доставки основного объема изучаемого материала, то он может быть, доставлен через: печатные материалы (учебники, пособия, дидактические материалы, справочники), текстовые и графические пособия. рассылаемые по компьютерным телекоммуникациям, видеокассеты, лекции. передаваемые по национальному или кабельному телевидению, электронные учебники и справочники на лазерных дисках.

Несмотря на быстрое развитие информационных технологий и широкий спектр их применения в дистанционном обучении, обычные печатные издания остаются неотъемлемой частью дистанционного обучения. Все дистанционные курсы должны быть основаны на базовых учебниках, причем эти учебники не обязательно могут быть ориентированы на дистанционное обучение, но должны содержать основную информацию, давать основные знания.

В дополнение к базовым универсальным учебникам необходимо иметь печатные пособия, содержащие информацию, отражающую специализацию данного учебного подразделения. Очень важно иметь и печатные методические материалы к каждому учебному курсу.

Доставку основного материала в виде текста или графики можно осуществлять через компьютерные сети. В наиболее простом виде ли технологии применяются в национальных и мировых компьютерных сетях типа Internet, Binet, EUNet. Одна из возможностей - использование протокола передачи файлов (FTR-протокола). Материалы для изучения и справочные материалы хранятся в архивах на серверах глобальных компьютерных сетей и могут быть запрошены обучаемыми, подключенными к данной сети в оперативном режиме или через асинхронную электронную почту.

Сейчас в России наиболее распространена сеть RELCOM и её академическо-учебная подсеть RELARN, представляющая в основном асинхронный вид передачи информации. В этой сети очень легко организовать такие серверы.

Итак, основной объем материалов для изучения должен быть представлен в виде печатных изданий, так как в подобной форме его легче читать и усваивать.

Но наиболее современные, свежие материалы, дополнительную информацию и методические пособия удобнее передавать через электронные средства связи: в этом случае обеспечивается практически мгновенная доставка информации.

Видео - очень полезная технология применительно к дистанционному обучению. Видеопленки позволяют большому числу обучаемых прослушивать лекции лучших преподавателей, специалистов.

Видеокассеты с лекциями, докладами и т. д могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях. Таким образом, основной материал курса излагается в печатных изданиях и на видеокассетах. Нет сомнений в том. что такая подача изучаемого материала приобретет огромную популярность. И все же не все курсы необходимо подкреплять видеоматериалами. Если в курсе необходима визуальная информация, и её невозможно дать в печатном виде, то тогда необходимость видеоматериалов очевидна.

Если видеопленка - всего лишь запись лекции без каких-либо дополнительных специальных иллюстраций, то тогда она может быть полезной, но не необходимой.

В нынешних российских условиях нет ни психологических, ни технических препятствий к использованию видеообучения: значительная часть населения имеет видеоаппаратуру дома.

По принципу видеопроката в центрах дистанционного обучения можно получить в прокат видеопленки с обучающим материалом.

В настоящее время ОНУТЦ создаются видеофильмы для учебных целей (в том числе и для ДО) по основным отраслевым технологическим направлениям. Перечень видеофильмов приведен в приложении 5.

Телевидение играет очень большую роль в жизни людей. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения. Многие обучающие телепрограммы передаются через спутниковое телевидение.

Спутниковые каналы позволяют также организовывать коммуникационные сети ISDN, которые позволяют передавать в цифровом виде одновременно видеоизображение, звук, текст и копии документов.

Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются электронные учебники и справочники. как обычные, так и записанные на лазерных дисках CD-ROM. Индивидуальная работа с ними даст глубокое усвоение, понимание материала. Эти технологии позволяют при соответствующей доработке приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от книги эта технология позволяет передавать материал в динамичной графической форме.

Разработка электронных учебников требует значительных ресурсов. Популярность их постоянно растет.

Интерактивное взаимодействие преподавателя и обучаемого

Оперативное общение преподавателей и обучаемых является неотъемлемой частью процесса дистанционного обучения.

Во время такого общения обучаемые могут консультироваться у преподавателей, обсуждать с ними решения, оценки и т. д. Это также позволяет преподавателям наблюдать за ходом усвоения материала и организовывав обучение на основе индивидуального подхода.

Асинхронная система общения между преподавателем и обучаемым, необходимая для обмена информацией (вопросы, советы, дополнительный материал, контрольные задания), позволяет обучаемому и преподавателю анализировать полученные сообщения и отвечать на них в любое свободна время.

Одним из видов асинхронного общения является голосовая почта, когда обучаемый звонит по какому-либо определенному номеру телефона, и его вопросы записывают на пленку. Далее преподаватель прослушивает запись и записывает свой ответ па другую пленку, которую обучаемый, в свою очередь. может прослушать в асинхронном режиме. Голосовая почта может широко курсы должны быть основаны на базовых учебниках, причем эти учебники не обязательно могут быть ориентированы на дистанционное обучение, но должны содержать основную информацию, давать основные знания.

В дополнение к базовым универсальным учебникам необходимо иметь печатные пособия, содержащие информацию, отражающую специализацию данного учебного подразделения. Очень важно иметь и печатные методические материалы к каждому учебному курсу.

Доставку основного материала в виде текста или графики можно осуществлять через компьютерные сети. В наиболее простом виде ли технологии применяются в национальных и мировых компьютерных сетях типа Internet, Binet, EUNet. Одна из возможностей - использование протокола передачи файлов (FTR-нротокола). Материалы для изучения и справочные материалы хранятся в архивах на серверах глобальных компьютерных сетей и могут быть запрошены обучаемыми, подключенными к данной сети в оперативном режиме или через асинхронную электронную почту.

Сейчас в России наиболее распространена сеть RELCOM и её академическо-учебная подсеть RELARN, представляющая в основном асинхронный вид передачи информации. В этой сети очень легко организовать такие серверы.

Итак, основной объем материалов для изучения должен быть представлен в виде печатных изданий, так как в подобной форме его легче читать и усваивать.

Но наиболее современные, свежие материалы, дополнительную информацию и методические пособия удобнее передавать через электронные средства связи: в этом случае обеспечивается практически мгновенная доставка информации.

Видео - очень полезная технология применительно к дистанционному обучению. Видеопленки позволяют большому числу обучаемых прослушивать лекции лучших преподавателей, специалистов.

Видеокассеты с лекциями, докладами и т.д. могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях. Таким образом, основной материал курса излагается в печатных изданиях и на видеокассетах. Нет сомнений в том. что такая подача изучаемого материала приобретет огромную популярность. И все же не все курсы необходимо подкреплять видеоматериалами. Если в курсе необходима визуальная информация, и её невозможно дать в печатном виде, то тогда необходимость видеоматералов очевидна.

Если видеопленка - всего лишь запись лекции без каких-либо дополнительных специальных иллюстраций, то тогда она может быть полезной, но не необходимой.

В нынешних российских условиях нет ни психологических, ни технических препятствий к использованию видеообучения: значительная часть населения имеет видеоаппаратуру дома.

По принципу видеопроката в центрах дистанционного обучения можно получить в прокат видеопленки с обучающим материалом.

В настоящее время ОНУТЦ создаются видеофильмы для учебных целей (в том числе и для ДО) по основным отраслевым технологическим направлениям. Перечень видеофильмов приведен в приложении 5.

Телевидение играет очень большую роль в жизни людей. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения. Многие обучающие телепрограммы передаются через спутниковое телевидение.

Спутниковые каналы позволяют также организовывать коммуникационные сети ISDN, которые позволяют передавать в цифровом виде одновременно видеоизображение, звук, текст и копии документов.

Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются электронные учебники и справочники. как обычные, так и записанные на лазерных дисках CD-ROM. Индивидуальная работа с ними даст глубокое усвоение, понимание материала. Эти технологии позволяют при соответствующей доработке приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от книги эта технология позволяет передавать материал в динамичной графической форме.

Разработка электронных учебников требует значительных ресурсов. Популярность их постоянно растет.

Интерактивное взаимодействие преподавателя и обучаемого

Оперативное общение преподавателей и обучаемых является неотъемлемой частью процесса дистанционного обучения.

Во время такого общения обучаемые могут консультироваться у преподавателей, обсуждать с ними решения, оценки и т. д. Это также позволяет преподавателям наблюдать за ходом усвоения материала и организовывав обучение на основе индивидуального подхода.

Асинхронная система общения между преподавателем и обучаемым, необходимая для обмена информацией (вопросы, советы, дополнительный материал, контрольные задания), позволяет обучаемому и преподавателю анализировать полученные сообщения и отвечать на них в любое свободна время.

Одним из видов асинхронного общения является голосовая почта, когда обучаемый звонит по какому-либо определенному номеру телефона, и его вопросы записывают на пленку. Далее преподаватель прослушивает запись и записывает свой ответ па другую пленку, которую обучаемый, в свою очередь. может прослушать в асинхронном режиме. Голосовая почта может широко использоваться в дистанционном обучении, но в настоящее время использование её ограничено из-за экономических затруднений.

На данный момент наиболее популярным видом асинхронных коммуникаций являются глобальные телекоммуникационные компьютерные сети. Вполне очевидна выгода использования международных и национальных сетей типа Internet, Binet, EUNet.

Наиболее мощной из перечисленных сетей является Internet.

Internet является мировой компьютерной сетью, которая объединяет огромное число различных исследовательских и образовательных глобальных компьютерных сетей. Она объединяет несколько миллионов людей в 26 странах мира.

Практически все учебные заведения во всех индустриальных и во многих развивающихся странах мира имеют доступ к этой сети. Для того, чтобы присоединиться к этой сети, достаточно иметь любой компьютер и модем. Региональные центры Internet подключены к обычным телефонным линиям. Internet позволяет асинхронно передавать электронную почту от одного пользователя к другому, иметь доступ к огромному числу телеконференций разного рода, организовывать свои телеконференции, иметь доступ к архивам, в том числе и к обучающим материалам как в асинхронном, так и в оперативном режимах, к разным базам и банкам данных, а также к электронным библиотекам.

В Российской Федерации создана сеть RELCOM: она подключена к Internet и имеет свои узлы по всей стране. В дополнение к RELCOM в её рамках была создана подсеть RELARN, используемая для исследований и обучения (любая коммерческая деятельность запрещена), которая финансируется государством. Скорость передачи информации в RELCOM довольно высока: в течение нескольких часов информация доходит в любой уголок мира. Характерен следующий эксперимент: в течение года группа российских студентов обучалась без выезда из Москвы в университете штата Нью-Йорк через электронную почту. Метод полностью себя оправдал, доказав свою эффективность и надежность.

Если преподаватель и обучаемый находятся в одной и той же области и пользуются одним и тем же сервером, то нецелесообразно использовать международную сеть.

В этом случае гораздо дешевле организовать местную электронную доску объявлений (BBS) на основе своего компьютера-сервера. Подсоединяться к BBS очень просто: достаточно позвонить по местному телефону на этот сервер и соединить с ним при помощи модема свой компьютер. При этом пользователи должны платить только за пользование сервером, компьютером и местной телефонной линией, что вполне приемлемо. В стране уже есть опыт создания таких BBS, которые содержат самую различную информацию.

Таким образом, вполне возможно использование BBS для общения преподавателя и обучаемого в пределах города.

При наличии доступа к интегрированным цифровым сетям (ISDN) возможности дистанционного обучения практически неограничены. При это общение преподавателя и обучаемых возможно с помощью передачи текст звука и движущегося изображения. Однако, доступ к таким сетям с цель организации дистанционного обучения в настоящее время ограничен Разработка подобных систем требует существенных затрат. Однако, в будущем они найдут широкое применение.

Технологии дистанционного обучения, используемые в Российсксой Федерации приведены в таблице .

Таблица 1. Технологии дистанционного обучения, используемые в России

Технология Использование в проектах дистанционного управления Распространенность технологии Сложность и стоимость широкого внедрения
1234
Электронная почтадаширокаянизкая
Телеконференции по электронной почтедаширокаянизкая
Мейлсерверыдаширокаянизкая
Электронные доски объявленийдаширокаянизкая
Телеконференции в оперативном режименетневысокаясредняя
Электронные библиотекитолько каталогиневысокаявысокая
Доступ к базам данных через электронную почтудаотдельные примерынизкая
Доступ к базам данных в оперативном режимедаотдельные примерысредняя
Голосовая почтанетнетсредняя
Видеокассетыдасредняясредняя
Электронные учебникидаширокаясредняя
Лазерные дискинетневысокаявысока
Трансляция лекций по телевидениюдаотдельные примерысредняя
Трансляция лекций по телевидению с обратной связью по телефонудаотдельные примерысредняя
Телевидеоконференциидаотдельные примерывысокая

Самостоятельная работа

Необходимая часть системы дистанционного обучения - самообучение. В процессе самообучения обучаемий может изучать материал, пользуясь печатными изданиями, видеопленками, электронными учебниками и CD-ROM-учебниками, и справочниками. К тому же обучаемый должен иметь доступ к электронным библиотекам и базам данных, содержащим огромное количество разнообразной информации.

Что касается контроля успеваемости обучаемых, то он может проводиться путем обычных экзаменов, письменных экзаменов или другими способами.

3. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

С момента появления персонального компьютера (ПК) и его практического использования возникла одновременно проблема получения значительного эффекта от компьютеризации обучения. Компьютер создавался не как специфически педагогическое, а прежде всего как многоцелевое средство управления техническими системами. В модели "идеального" ПК были заложены некоторые эргономические и психолого-педагогические свойства.

Тем не менее, остается главное препятствие применения его возможностей - устаревшая теоретико-методологическая основа информационных технологий и, соответственно, неадекватное им содержание обучения. В условиях все большего насыщения образовательных учреждений компьютерами и активного применения информационных технологий назрела необходимость в переоценке устоявшихся представлений о закономерностях учебного процесса и информационных технологиях.

Сегодня уже совершенно ясно, что решение проблемы улучшения качества, повышении активности и обеспечения индивидуализации обученя достижимо лишь на основе целенаправленного органического применения вычислительной техники при осуществлении профессионального обучения.

Информационные возможности и быстродействие современного компьютера открывают неограниченный простор для педагогического творчества преподавателей, позволяя модернизировать старые и внедрять новые технологии и формы обучения.

Проблема применения вычислительных средств в профессиональном обучении включает в себя два главных направления:

Первое из этих направлений уже достаточно подробно обсуждалось и для его успешного развития сделано много конкретных полезных шагов.

Мы же остановимся здесь лишь на втором направлении, которому в последнее время уделяется особое внимание.

Анализ педагогической практики указывает несколько аспектов использования персональных компьютеров при осуществлении профессиональною обучения. Особенно актуальны задачи создания таких программных продуктов и таких вычислительных комплексов, как:

В последние годы и СНО РАО "Газпром" уделяется много внимания созданию и внедрению различных современных технологий профессионального обучения. Специалисты отраслевой СНО занимаются подготовкой компьютерных обучающих программ, проектированием тренажеров и систем обучения.

В настоящее время ОНУТЦ, созданы целостные курсы для дистанционного обучения при повышении квалификации специалистов и рабочих (приложение 4).

Они, как правило, содержат учебное пособие на бумажном носителе, автоматизированные обучающие системы (АОС) для осмысления и закрепления теоретического материала, тренажеры для формирования практических умений, систему контроля знаний.

Компьютерная обучающая система и её уровень в дистанционном обучении определяются не только программной, но и аппаратной составляющей.

Под аппаратурой понимается компьютер как совокупность средств, обеспечивающих хранение, ввод/вывод, модификацию текстовой, графической аудио- и видеоинформации.

Программное обеспечение - это управляющая среда, которая в зависимости от возникающей ситуации, адекватно реагирует на действия обучаемого. Компьютерная программа учебного назначения - это любое программное средство, специально разработанное или адаптированное для применения в обучении.

Выбирая конкретную модель персонального компьютера ПК для выполнения образовательных задач, необходимо остановиться на варианте, который при минимальных затратах соответствовал бы требованиям. предъявляемым при решении подобных задач.

На возможности компьютера, призванного решать образовательные задачи, влияют следующие компоненты аппаратуры:

Наиболее популярными в настоящее время в нашей стране являются компьютеры, совместные с IBM PC. Для реализации современных технологии обучения компьютер должен быть следующей конфигурации:

Компьютер должен обладать весьма развитой периферией - CD-ROM, сканеры, диджитайзеры, видео- и звуковые бластеры, преобразователи информации и прочее.

Безусловно, такой компьютер стоит дороже компьютера с "облегченным" процессором и "отсутствующей" периферией, но зато обеспечит современный уровень технологий обучения.

В настоящее время существует достаточно много компьютерных программ, разработанных для совершенствования учебного процесса. Все учебные программы могут быть классифицированы по назначению следующим образом:

Автоматизированная обучающая система - программный пакет. обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел. Он соединяет в себе свойства обычного учебника. справочника, задачника, лабораторного практикума и эксперта усвоенной информации. При этом АОС обладает следующими преимуществами по сравнению с указанными видами учебных пособий:

Тренажеры служат для отработки и закрепления практических навыков при решении задач. Они обеспечивают получение информации по теории и приемам решения задач, тренировку на различных уровнях самостоятельности контроль и самоконтроль.

Как правило, тренажеры включают следующие режимы: изучение теории, демонстрация примеров, работа с репетитором, самостоятельная работа, самоконтроль, контроль.

Контролирующие программы - программные средства, предназначенные для проверки (оценки) качества знании. КП должна представлять обучаемому возможность ввода ответа в скорме, максимально приближенной к общепринятой, обеспечивать фиксацию результата.. контроля, сбор, распечатку и статистический анализ. КП должна анализировать ответ на правильность и выдавать адекватную оценку независимо от формы и синтаксической грамотности ответа.

Справочные системы. Программы этого класса предназначены для хранения и предъявления обучаемому разнообразной учебной информации справочного содержания.

Для них характерны иерархическая организация материала и быстрый поиск информации по различным признакам (гипертексты). Гипертекст состоит из некоторого числа страниц, одни из которых содержат ссылки на другие. У каждого гипертекста есть головная страница. Она появляется на экране в начале работы и содержит название гипертекста и заголовки разделов. Можно выбирать любой раздел и переходить от одного к другому последовательно. Таким образом, СС обеспечивают возможность получения контекстной справки, возможность сохранения и вывода в твердой копии полученной справки.

Компьютерные игры. Компьютерные обучающие игры существенно обогащают учебный процесс и позволяют реализовывать новые подходы к обучению. При этом сам процесс становится более продуктивным и менее утомительным. Игру можно определить как некоторую модель действительности, воспроизводящую ту или иную жизненную ситуацию. Игры можно разделить на два широких класса.

Первый - это игры, движущей силой которых является желание подражать какой-либо жизненной ситуации ("подражательные"). "Подражательные" игры - это осознанная или неосознанная подготовка к некоторой новой деятельности (например, деловые игры).

Второй класс - это игры, стержнем которых является желание выиграть -"выигрышные".

Анализируя процесс обучения в ходе компьютерной игры, можно выделить два этапа: ориентирующий и исполнительный.

В ориентирующей фазе происходит знакомство с предметом игры. перечисляются его свойства, описываются связи с другими предметами, демонстрируется поведение изучаемой системы в разнообразных условиях.

Исполнительная фаза следует за ориентирующей и предназначена для получения навыка по использованию знаний, воспринятых в ориентирующей фазе. Исполнительная фаза состоит из многократного повторения различных упражнений, выполнения необходимых действий.

Предметно-ориентированная среда - это учебный пакет программ, позволяющих оперировать с объектами определенного класса. Среда реализует отношения между объектами, операции над объектами и отношениями, соответствующие их определение.. а также обеспечивает наглядное представление объектов и их свойств.

Обучаемый оперирует объектами среды, руководствуясь методическими указаниями, в целях достижения поставленной дидактической задачи, либо производит исследование, цели и задачи которого поставлены обучаемым самостоятельно.

Лабораторный практиткум. Программы этого типа служат для проведения наблюдений, для их численного и графического представления и для исследования различных объекои., использования этих объектов на практике.

В программе обычно определяются цели эксперимента, описываются средства и методики проведет эксперимента, методы обработки данных, формы отчета.

В настоящее время в отраслевой системе дистанционного обучения используются автоматизированные системы обучения, тренажеры и контролирующие программы. По мере совершенствования системы ДО найдут применение и другие более сложные компьютерные программы.

Обучающие программы можно классифицировать и но уровню развития и по степени использования современной периферии. В этом случае выделяются три уровня.

При работе с программами первого уровня обучаемый долго читает огромные тексты, возникающие на экране далеко не безвредного монитора. Изредка тексты прерываются контрольными вопросами, на которые нужно ответить, выбрав правильный ответ из предложенных нескольких.

Учебные программы второго уровня предполагают возможность использования двухмерной графики, простого звукового ряда, логического анализа ответа обучаемого. В этом случае формы представления информации на экране - текстовая и графическая.

При использовании только этих форм за пределами возможностей компьютера остается представление информации в человеческо-ориентированной форме (аудио- и видеоинформация в моно- и стереопредставлении, анимация, высококачественное статическое изображение), а также интерактивность, то есть возможность активно вмешиваться в процесс обучения (задавать вопросы, осуществлять самоконтроль, получать более детальные пояснения по непонятным местам учебного материала).

Учебные программы третьего поколения, как правило, используют все эти формы (мультимедиа). Сам термин "мультимедиа" обозначает одновременное использование различных средств представления информации при решении задач. Здесь имеется в виду трехмерная компьютерная графика, звуковой и видеоряд. Последние достижения в мультимедийных разработках -интерфейсы искусственной (виртуальной) реальности, позволяющие достичь в моделирующих и обучающих программах предельной наглядности.

Использование мультимедиа в обучении выявило главные преимущества этой системы, которые развиваются по мере совершенствования аппаратной и программной продукции.

Прежде всего эти преимущества состоят в наличии точек разветвления в программе, что позволяет обучаемому регулировать процесс восприятия информации: либо вернуться назад для повторения материала, либо перейти к любой другой точке разветвления. Чем больше таких точек, тем выше интерактивность программы и её гибкость в процессе обучения.

Другим важнейшим преимуществом является аудиосопровождение (стерео- и квадро) учебной информации, резко повышающее эффективность восприятия комментариев к изучаемым объектам, которые парaллельно демонстрируются на экране ПК. Еще более эффективным является сочетание аудиокомментариев с видеоинформацией или анимацией, так как появляется возможность постепенно шаг за шагом разъяснять самые сложные процессы в развитии.

Важным достоинством является возможность практически на любом этапе работы с программой представить обучающемуся возможность осуществить выбор из нескольких альтернатив с последующей оценкой правильности каждого шага. Такой постоянный самоконтроль особенно важен в процессе самообразования.

4. КОМПЛЕКТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Комплект учебно-методических материалов для дистанционного обучения - сокращенно "комплект дистанционного обучения (КДО), "кейс" может содержать следующие элементы:

Методические рекомендации

В методических рекомендациях дается необходимая информация для обучаемого о системе дистанционного образования, помогает ему понять методы дистанционного обучения и выработать систему своего обучения, как получить поддержку в случае возникновения затруднений в процессе обучения.

Программа дистанционного образования

Программа является руководством для получения определенной квалификации и состоит из серии модулей. Можно заниматься по программе одного или нескольких модулей в зависимости от задач и целей обучения. Программа может редактироваться и обновляться. В нее могут включаться добавочные модули, чтобы у обучаемых был более широкий выбор тематики.

Модуль

Модуль - это минимальная неделимая тематическая часть программы, согласно которой учебный и методический материал представлен для самостоятельного изучения. А также указывается наименование темы, цели обучения, учебные вопросы и ориентировочное время, необходимое для их изучения, а также состав модуля и материального обеспечения.

К каждому модулю прилагаются методические указания о порядке и последовательности изучения учебных вопросов, контрольные вопросы с контрольной картой для самоконтроля усвоения полученных знаний и т. д.

Информационные аудио- и видеоматериалы

Аудио- и видеоматериалы предназначены для иллюстрации и ускоренного освоения текстовых материалов. Большинство модулей содержат видеокассеты. Поэтому обучаемому потребуются средств воспроизведения их.

Аудиокассеты с лекциями служат для прослушивания дома или на рабочем месте, так как процесс прослушивания быстрее процесса чтения. Обычно двухчасовые аудиопрограммы представлены на одной кассете и могут содержать, кроме лекционного материала, интервью авторов и практических работников, а также пояснения и дискуссии но обучению.

Видеокассеты содержат иллюстрации главных вопросов, которые детально обсуждаются в учебных пособиях. Можно вначале просмотреть видеоматериалы, а потом перейти к изучению текстовых материалов для облегчения ориентировки в тексте.

Компьютерные диски

Большинство модулей включают компьютерные программы (АОС, ТИ, контрольно-экзаменационные задания) или данные на диске. ПОЭТОМУ обучаемому на рабочем месте или в классе потребуется IBM - совместимый компьютер.

Автоматизированная обучающая система - программный пакет, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел. Она соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и эксперта усвоенной информации. При этом АОС обладает следующими преимуществами по сравнению с указанными видами учебных пособий:

Тренажеры-имитаторы - служат для отработки и закрепления практических навыков при решении задач.

Они обеспечивают получение информации по теории и приемам решения задач, тренировку на различных уровнях самостоятельности, самоконтроля и контроля.

Как правило, ТИ включают в себя следующие режимы: изучение теории, демонстрация примеров, работа с "мастером", самостоятельная работа, самоконтроль, контроль.

Контрольная (экзаменационная) дискета

Контрольная дискета с контрольным заданием предназначена для выполнения контрольной (экзаменационной) работы по итогам обучения.

Контрольная дискета рассчитана на один запуск, лимитированный по времени. После выполнения контрольного задания, контрольная дискета передается в учебный центр для анализа (оценки).

5. ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТРАСЛЕВОЙ ОНО

Дистанционное обучение на предприятиях с целью повышения ' квалификации и переподготовки организуется, как правило, через отраслевые учебные центры.

Специалисты службы управления персоналом предприятий направляют поступившие к ним заявки от изъявивших желание для ДО в соответствующие учебные центры.

Учебные центры на основании заявок производят зачисление изъявивших желание обучаться и направляют предприятию необходимы количество учебно-методических материалов (комплектов ДО) для последующего вручения их обучаемые па весь период обучения. На предприятии служба управления персоналом издает приказ об организации обучения работников по дистанционной форме обучения, которым определяются состав обучаемых, цели, сроки, порядок обучения и другие вопросы.

В зависимости от местонахождения обучаемых относительно учебного центра дистанционное обучение может осуществляться по двум формам:

Объем и уровень знаний и практических навыков специалистов, обучаемых но дистанционной форме обучения, должны соответствовать, знаниям и навыкам, получаемым при обучении с отрывом от производства и определяться учебно-тематическими планами в соответствии с действующими нормативными документами.

Темпы прохождения программы обучения обучаемые, как правило, определяют самостоятельно. Сроки итоговых занятий устанавливает учебный центр.

Обучаемые за время самостоятельных занятий должны изучить учебную и эксплуатационную документацию, выполнить контрольные задания, а также освоить практическую работу, если она предусмотрена программой но изучаемому курсу. Необходимую эксплуатационную документацию, а также необходимые средства (условия) для практических занятий предоставляет предприятие, направившее специалиста на обучение.

Специалисты выполнившие учебную программу в соответствии с учебно-тематическим планом, сдают итоговый экзамен на компьютере с помощью контрольной дискеты, входящей в состав комплекта учебно-методических материалов (комплект ДО). Контрольная дискета рассчитана на один запуск, лимитированный по времени. После этого она передается в учебный центр для оценки результатов выполнения контрольного задания.

Специалистам, успешно сдавшим экзамены, присваивается соответствующая квалификация и выдается удостоверение установленного образца, высылаемое учебным центром.

Схема дистанционного обучения показана в приложении 2.

Особенностью ДО является то, что обучаемый находится в трудовом коллективе (а не в учебной группе), в котором исполняет профессиональную деятельность и имеет опыт практической работы, как правило, по профилю обучения.

Поэтому ответственность и максимальная самостоятельность являются решающими факторами при организации собственного процесса обучения при дистанционной форме.

В этом случае совершенствование индивидуального стиля мышления, самостоятельности осуществляется самим обучаемым. Исходя из этого. учебные материалы для дистанционного обучения содержат методические рекомендации по организации самообразования, самоуправления, в которых раскрывается технология самообразования с целью привития обучаемым определенных способностей навыков и умений.

В частности к ним относятся:

Для этой цели учебные материалы комплекта для дистанционного обучения постоянно сопровождаются методическими рекомендациями (указаниями) по технологии самообразования. Поэтому необходимо их тщательно изучить и выполнять.

Подготовка к дистанционному обучению

Определившись с целями дистанционного обучения, обучаемом необходимо. спланировать собственное время, продумать где и как заниматься, определить, какое дополнительное обеспечение может понадобиться для достижения наилучших результатов, соответствующих целям обучения, выработать собственный стиль обучения. Схематично подготовка показана на рис. 1.

Рис. 1. Подготовка к дистанционному обучению

Обучающиеся руководители и специалисты уже являются хорошими "управленцами временем", опытными в определении приоритетов и управлении собственной деятельностью, но несмотря на это они должны выполнить большую работу по самопроверке с тем, чтобы увидеть. действительно ли они подготовлены и способны управлять своими занятиями для успешного завершения курса. Прежде всего им необходимо сделать анализ своей "средней" недели и выделить регулярное время для занятий. Для этого им можно рекомендовать выполнить нижеприведенное задание.

Задание

В таблице, расположенной ниже, записать все действия, произведенные за день, включая сон, еду, хобби и т. д. Просуммировать "свободное" время за каждый день и за неделю в цепом.

  Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
1 2 3 4 5 6 7 8
Время1       
 2       
 3       
 4       
 5       
 6       
 7       
 8       
 9       
 10       
 11       
 12       
 13       
 14       
 15       
 16       
 17       
 18       
 19       
 20       
 21       
 22       
 23       
 24       
Свободное время       
Общее время, требуемое на обучение =

Проделав эту работу, обучаемый сможет увидеть, сколько времени необходимо тратить и сколько остается для других целей.

Например, программой повышения квалификации для краткосрочного тематического обучения по "опросам конкретного производства предусматривается не менее 72 часов учебного времени. Исходя из этого, необходимо определить, сколько требуется недель, часов в каждой неделе на обучение. Если принять, что обучаемый сможет в неделю использовать для обучения 6 часов, то ему потребуется для полного освоения курса 12 недель (3 месяца). Согласно опыту 2-3 часа в день, 2-3 дня в неделю - достаточный режим для занятий.

Получив представление об элементах дистанционного обучения, обучаемому необходимо иметь четкое представление о структуре курса. Для этого ему необходимо ознакомиться с содержанием комплекта дистанционного обучения, изучить методические рекомендации, программу обучения и научиться в них ориентироваться.

После этого он приступает к разработке персонального плана обучения (расписания), основываясь на рекомендациях, изложенных в программе. Наиболее простой вариант плана показан в приложении 3.

Персональный план обучения должен определить, каким образом занятия будут сочетаться с профессиональной и личной жизнью обучаемого.

Разрабатывая индивидуальный план. обучения (расписание), обучаемый должен продумать все вопросы по организации занятий. Только реалистичный план облегчит его обучение.

План целесообразно обсудить с непосредственным начальником. Таким образом, поставив перед собой конкретные цели и задачи обучения, уяснив, что такое дистанционное обучение (мысленно представляя приведенную на рис. 2 разветвленную диаграмму системы ДО), спланировав свое время, определившись со стилем занятий и создав соответствующую обстановку, обучаемый приступает к учебе.

Рис. 2. Диаграмма системы дистанционного обучения

Общий порядок изучения каждого модуля может быть следующим.

Изучив теоретический материал, изложенный в учебном пособии, необходимо ответить на контрольные вопросы, обычно приводимые в конце каждой главы (раздела). Бели какие-то вопросы вызывают трудности, следует вернуться к соответствующим главам (разделам) данного пособия, изучить их и снова ответить на контрольные вопросы. Переходить к изучению следующего раздела (главы) можно только после усвоения предыдущего.

Для получения более глубоких знаний по конкретному технологическому процессу необходимо просмотреть учебный видеофильм.

Для закрепления полученных теоретических знаний следует перейти к обучению с помощью АОС, а в дальнейшем - для выработки навыков - к обучению с помощью ТИ.

Порядок обучения с помощью АОС и ТИ изложены в Руководстве пользователя и в Инструкции по установке и запуску.

Изучив весь учебный материал модуля, необходимо ответить на контрольные вопросы для самоконтроля усвоения материала модуля. Если количество правильных ответов более 70 %, можно считать материал усвоенным и переходить к изучению следующего модуля, если правильных ответов менее 70%, изучение данного модуля необходимо повторить.

Таким образом, изучив все модули, обучаемый сдает экзамен на компьютере по контрольным (экзаменационным) дискетам, которые после этого передаются в учебный центр (отдел кадров) для последующей оценки выполнения задания.

Еcли контрольная работа выполнена правильно, учебный центр высылает обучаемому удостоверение (свидетельство) о повышении квалификации.

Обучающиеся в системе дистанционного образования имеют статус слушателей заочного обучения структурных подразделений повышения квалификации, профессиональной переподготовки, и на них распространяются соответствующие права, обязанности и льготы, связанные с обучением.

Права и обязанности слушателей определяются законодательством РФ, уставом образовательного учреждения и отраслевыми положениями.

Слушателям на время обучения в образовательном учреждении выдаются учебно-методические материалы и предоставляется право на информационные услуги по тематике обучения как со стороны образовательного учреждения, та:. и предприятия.

Приказом руководителя предприятия на период обучения за обучаемым для оказания методической помощи может закрепляться консультант из числа опытных специалистов.

Слушатели, нарушившие правила пользования учебно-методическим, материалами или средствами информационного обеспечения и причинившие ущерб, компенсирую его в порядке, определяемом уставом образовательного учреждения или предприятия.

6. ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА ОТРАСЛЕВОЙ СНО

Изменения в отраслевом профессиональном обучении кадров происходят одновременно с переменами в социально-экономической сфере отрасли.

Причины происходящего естественны и понятны. Одним из принципиальных результатов является осознание глубинной зависимости между экономическими достижениями и инвестициями в профессиональное обучение. Расходы на обучение растут во всем мире и образовательные процессы затрагивают все большее количество людей.

Однако, эффективность профессионального обучения зависит не только от размеров инвестиций. Большую роль играют многие системные факторы: структура отраслевой СНО, характер взаимодействия её элементов, качество действующих программ обучения и т. д.

В этой совокупности проблем важное значение имеет подготовка и повышение квалификации инженерно-педагогических кадров, в значительной степени определяющая эффективность отраслевой СНО.

Необходимость повышения качества и обновления содержания профессионального обучения является одной из основных причин необходимости многоуровневого образования педагогического персонала СНО. Однако, этот вопрос в отрасли остается открытым, так как подготовка высококвалифицированных кадров, профессионально ориентированных на педагогическую деятельность в отраслевой СНО не осуществляется на должном уровне.

Существующая практика привлечения к преподавательской работе в СНО собственных специалистов, не имеющих психолого-педагогической подготовки имеет много отрицательных черт.

Одна из них кроется в том, что обучаемые (более молодое поколение общества) в настоящее время более восприимчивы, а в ряде случаев имеют больше навыков в работе с компьютером, чем те, кто в силу своей профессиональной деятельности должен организовать и осуществлять процесс обучения с применением компьютера. Здесь проблема разделяется на две составляющие. Одна - переподготовка преподавательского состава, другая - процесс концептуальной переработки читаемых курсов самими преподавателями, прошедшими переподготовку и ознакомление с возможностями и перспективами развития информационных технологий.

Поэтому необходима подготовка и повышение квалификации специалистов, привлекаемых к педагогической деятельности в качестве преподавателей в СНО, с целью освоения ими "педагогического минимума".

В качестве основных вариантов, определяющего профессиональную педагогическую подготовку, можно взять дисциплины, зафиксированные в "Государственных требованиях к минимуму содержания и уровню подготовки методологии соответствующей предметной области, новые информационные технологии в обучении.

Кроме того, необходимо включить сюда педагогическую практику. Для организации дистанционного обучения в отраслевой СНО преподавателям необходима дополнительная подготовка в области передовых информационных технологий, связанная с постоянным интенсивным процессом развития этой сферы.

Подготовка будущих преподавателей дистанционного обучения, помимо практического владения основным набором навыков, начиная от компьютерной подготовки текстов и кончая использованием средств глобальных телекоммуникаций, должна включать в себя вопросы, отражающие особенности методики обучения с использованием постоянно обновляющихся аппаратных и программных средств.

Ниже приводится вариант программы подготовки и повышения квалификации специалистов, профессионально ориентированных на педагогическую деятельность в отраслевой СНО.

ПРОГРАММА
подготовки и повышения квалификации специалистов, профессионально ориентированных на педагогическую деятельность в отраслевой СНО
  1. Назначением программы является комплексная психолого-педагогическая и информационно-технологическая подготовка к педагогической деятельности в отраслевой СНО.
  2. Программа рассчитана на специалистов, имеющих законченное высшее образование, знающих фундаментаментальные основы, современные проблемы и тенденции развития соответствующей предметной области.
  3. Целью данной программы является подготовка специалиста к реализации следующих видов деятельности:
  4. Нормативная трудоемкость теоретической части программы при очной форме обучения - до 500 часов.
  5. В результате обучения по данному учебному плану и программе слушатели должны знать:
  6. Лицам, освоившим данную программу, вручается в зависимости от вида обучения диплом, свидетельство или удостоверение.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

№ п/пНаименование дисциплин и их основные разделыВсего часов на освоение учебного материала
123
1. Общепрофессиональные дисциплины  
1.1 Психология и педагогика
Психология: объект и предмет психологии, соотношение субъективной и объективной реальности; психика и организм; активность психики; психика, поведение и деятельность; структура объективной реальности; личность и межличностные отношения; свобода воли; личная ответственность; общее и индивидуальное в психике человека.
Педагогика: предмет педагогики; цели обучения; общие принципы дидактики и их реализация в конкретных предметных методиках обучения; межличностные отношения в коллективе; мастерство педагогического общения.
 
1.2 Методология соответствующей предметной области  
1.3 Информационные технологии в образовании.
Аппаратные и программные средства в новых информационых технологиях. Технические средства ЭВМ. Операционная система. Обработка текстов. Машинная графика. Особенности разработки прикладных программ. Программная документация. Электронные таблицы. базы данных. Примеры баз данных учебно-методического назначения. Представление знаний. Локальные и глобальные компьютерные сети, телекоммуникации.
 
2. Специальные дисциплины  
2.1. Производственная психология и педагогика
Основные достижения, проблемы и тенденции развития отечественной и зарубежной производственной психологии и педагогики. Психологические основы обучения. Психологические особенности взрослого человека. Психологические основы проектирования и организации ситуаций совместной продуктивной деятельности преподавателя и обучаемых. Психологические проблемы дистанционного обучения. Пути формирования педагогического мастерства.
 
2.2. Технология профессионального обучения.
Цели, содержание, методы и средства обучения. Основы методической работы преподавателя. Влияние содержания конкретных дисциплин на выбор технологии обучения. Основные проблемы постановки голоса, техника и артикуляция речи. Основы создания понятного текста (восприятие основных параметров текста, взаимодействие текста и иллюстраций).
 
2.3. Тренинг риторики, дискуссий и общения.  
2.4. Дистанционное обучение.
Теоретические основы и технологии дистанционного обучения: дидактические модели, формы и методики обучения с учетом специфики преподавания различных дисциплин, моделей профессиональных миров, объектов и процессов. Информационно-образовательные среды и курсы ДО с использованием возможностей современных телекоммуникаций и информационных технологий (электронный учебник, средства мультимедиа, интеллектуальные и виртуальные среды). Средства и системы контроля качества обучения (самоконтроль, входной, текущий и итоговый контроль).
 
2.5. Педагогическая практика.  

Приложение 1
СОСТАВ КОМПЛЕКТА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ПОРЯДОК РАБОТЫ С НИМ

Приложение 2

Приложение 3

Персональный учебный план

№ недели Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье Всего часов Модуль №
Примечания
Начало обучения Окончание обучения
№ учебного вопросачасы № учебного вопросачасы № учебного вопросачасы № учебного вопросачасы № учебного вопросачасы № учебного вопросачасы № учебного вопросачасы План/Факт
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
Общее количество часов  

Приложение 4
ПЕРЕЧЕНЬ
комплектов для дистанционного обучения, разработанных ОНУТЦ в 1995-1996 г. г.
  1. Буровой мастер.
  2. Мастер по подземному и капитальному ремонту скважин.
  3. Сменный инженер компрессорной станции с ГПА-12Р"Урал".
  4. Машинист технологических компрессоров. Тип агрегата ГТК-10-4
  5. Оператор по цементажу скважин.
  6. Оператор по добыче нефти и газа.

Разрабатываемых в 1997 г.

  1. Сменный инженер компрессорной станции. Тип агрегата ГПА-Ц-16.
  2. Сменный инженер компрессорной станции. Тип агрегата ГПА-Ц-6,3
  3. Инженер-технолог по бурению.

Приложение 5
ПЕРЕЧЕНЬ
учебных видеофильмов, созданных ОНУТЦ

Бурение скважин

  1. Полный цикл строительства скважин
    Часть I. Технология бурения скважин
    Часть II. Геофизические исследования скважины
    Часть III. Специальные работы в скважине
    Часть IY. Заключительные работы в скважине
  2. Крепление скважин
  3. Опробование перспективных горизонтов в процессе бурения

Добыча газа

  1. Технология добычи газа и нефти
    Часть I. Добыча, сбор и подготовка нефти к транспорту
    Часть II. Добыча, сбор и подготовка газа к транспорту
    Часть III. Интенсификация отдачи пластов
    Часть IY. Сбор и подготовка продукции пластов
  2. Подземный текущий и капитальный ремонт скважин

Транспорт газа

  1. Компрессорная станция. Газоперекачивающий агрегат ГТК-10-4
  2. Газоперекачивающий агрегат ГПА-12Р"Урал"
  3. Борьба с нежелательной растительностью на магистральных газопроводах
  4. Оператор ГРС

Экология

  1. Магистральный газопровод и окружающая среда
  2. Экология и рациональное природопользование при бурении и добыче газа

Общеотраслевые

  1. Академия менеджмента в Калининграде
УЧЕБНЫЕ ВИДЕОФИЛЬМЫ,
создаваемые в 1997 г.

Бурение скважин

1. Подготовка площадки под строительство буровой установки и её строительство

2. Наземные сооружения для строительства скважин

3. Демонтаж буровой установки и рекультивация территории

4. Предупреждение и ликвидация НГВП

4.1. Основные причины возит и возникновение НГВП в процессе строительства скважин

4.2. Предупреждение и раннее обнаружение НГВП

Транспорт газа

1. Конструкция основных узлов, работа ГПА-Ц-16 и основных систем

2. Обслуживание ГПА-Ц-16 при нормальной работе

3. Конструкция основных узлов, работа ГПА-Ц-6,3 и основных систем

4. Обслуживание ГПА-Ц-6,3 при нормальной работе

5. Газораспределительная станция

5.1. Общие данные о магистральном газопроводе и ГРС

5.2. Принцип работы ГРС: очистка газа, редуцирование, учет и одоризация, подогрев газа

Общеотраслевые

1. Основы кадрового менеджмента