1. ВВЕДЕНИЕ

Решение проблемы своевременной адаптации руководителей и специалистов к социально-экономическим преобразованиям и возрастающему объему профессиональной информации представляется возможным только на основе потребности их к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию.

Неумение организовать свою деятельность, продумывать программу своего общего и профессионального развития, свой стиль работы, неумение учиться часто обусловлены именно низким уровнем мотивации учения.

В настоящее время предприятиям нужны руководители и специалисты не только просто обладающие знаниями и умениями, но и заинтересованные в постоянном их пополнении и обновлении.

В условиях социально-экономических преобразований меняются требования к квалификационным характеристикам руководителей и специалистов, что, в свою очередь, требует разработки нового содержания, новых учебных планов и программ обучения, а также внедрения новых форм образования в отраслевой системе непрерывного профобразования с тем, чтобы удовлетворить массовый спрос на оперативное обучение. Такой формой образования, не ограничивающей доступа к источникам знаний является дистанционное обучение. Дистанционное обучение ориентировано на индивидуальный подход и заинтересованное отношение к учебе, при которых главной проверкой результатов обучения является практика, качество руководителя или специалиста, их профессиональное продвижение.

Для данной формы обучения характерно использование современных информационных технологий на основе компьютерных обучающих систем и сред, применение аудио- и видеозаписи учебных материалов.

Однако дистанционное обучение требует от обучающегося высокой самоорганизованности, определенных способностей, навыков и умений, так как ему необходимо не только учиться, но и управлять своим учебным процессом, то есть планировать, организовывать, контролировать учебный процесс и оценивать результаты своего обучения.

Можно сказать, что при дистанционном обучении обучаемый переводится из ранга объекта воздействия в ранг субъекта творчества, а традиционный (основной) учебный материал переводится из ранга предмета освоения в ранг средства достижения некоторой созидательной цели, дополнительный же материал содержит описание и показ действия эвристических приемов и методов.

В данных методических рекомендациях раскрываются принципы и технология организации учебной деятельности при самообразовании. Они могут быть использованы как разработчиками учебных курсов при проектировании, так и обучающимися при дистанционном обучении.

2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ В СДО

Качество образования во многом определяется тем, как спланирован и организован учебный процесс. Поэтому один из основных способов повышения качества образования — улучшение планирования учебного процесса, в котором наиболее сложным является определение содержания образования. Содержание образования должно определяться требуемым уровнем подготовки. Из этого следует, что в образовательной программе не должно быть "лишних" дисциплин, то есть дисциплин, не связанных с выполнением квалификационных требований.

Квалификационные требования" являются исходными данными для определения содержания учебного плана. На их основе определяется список дисциплин, непосредственно предназначенных для формирования у обучающегося профессиональных знаний и умений.

Сформированный по данной методике учебный план (образовательная программа) будет обладать объективностью, в плане не будет "посторонних" дисциплин, все дисциплины будут связаны между собой и предназначены для выполнения "Квалификационных требований". Следовательно, составленный учебный план будет оптимальным.

По сути квалификационные требования — это перечисление областей знаний, в которых специалист должен иметь определенный уровень подготовки. Например, для основных отраслевых технологических областей знаний можно выделить не менее трех уровней подготовки.

Каждый из уровней подготовки предусматривает теоретическое и практическое обучение. Причем теоретическое обучение должно осуществляться в интересах практического. При построении учебных программ необходимо опираться на ряд общих принципов определения содержания обучения.

Первый принцип требует отражения в содержании как теоретических знаний по данной специальности, так и необходимых способов деятельности, по отношению к которым знания играют системно-ориентированную роль.

Второй принцип касается полноты намеченного содержания, которая определяется целями обучения.

Третий принцип предполагает необходимость включения в содержание соответствующей учебной деятельности, благодаря которой программное содержание должно быть усвоено.

Обеспечение этих принципов при разработке содержания обучения в свою очередь требует детального анализа содержания профессиональной деятельности специалиста (паспорта рабочего места).

На основании проведенного анализа выделяются основные функции (виды деятельности) данного специалиста, а затем перечень значений и способов деятельности, овладение которыми обеспечивает полноту реализации данной функции. Объединение нескольких требований позволяет построить модель деятельности специалиста. В эту же модель должны быть введены и ограничения, определяющие границы сферы знаний и практических навыков. На основе определенных требований и ограничений должен быть произведен отбор необходимого и достаточного содержания обучения по данному рабочему месту и для данного уровня квалификации, которое становится содержанием учебной программы, а основной единицей содержания должна быть тема.

Для того, чтобы установить связь изучаемых теоретических тем с конечной целью обучения — умением применять полученные знания в своей профессиональной деятельности, необходимо строить программу не от тематики теоретического обучения к практическому, а, наоборот, от тематики практического обучения, то есть от конечных целей практического обучения к теоретическому.

Таким образом, определив модель деятельности специалиста, устанавливается, что должен уметь делать обучающийся в процессе своей производственной деятельности, и определяются её границы. После этого необходимо определиться с теоретическим материалом, без которого обучающийся не сможет освоить и закрепить навыки практической деятельности.

Определяя необходимость теоретического материала, находят границы его достаточности, и вместе с тем устанавливаются прямые и обратные связи между теоретическим и практическим обучением.

Обобщая изложенное можно сказать, что для построения учебной программы необходимо:

Построенные по данной методике учебные курсы для дистанционного обучения должны содержать темы теоретических разделов, темы учебно-тренировочных занятий и темы контрольных занятий, ориентированные на конкретные технические средства обучения.

Кроме того, целесообразно содержание тем (разделов) структурированно и детально представлять в виде таблицы (табл. 1) конечного числа учебных вопросов (учебных элементов) с точно заданными целями усвоения каждого вопроса (элемента) по уровню усвоения.

Таблица 1
№ п/п Перечень учебных вопросов Уровень усвоения
Очень важно Важно Иметь представление
1 2 3 4 5
     
     
     

Таблица дает возможность точно задать цели освоения каждого учебного элемента по уровню усвоения, степени абстракции и степени осознанности усвоения.

Такое представление содержания обладает и эффективной обучающей ролью в ходе самого учебного процесса как средство наглядности. По числу учебных элементов можно оценить и сравнительную степень нагрузки по темам и осуществлять самоконтроль и самооценку.

Необходимо иметь в виду, что разрабатываемые программы для дистанционного обучения, рассчитанные на руководителей и специалистов и направленные на повышение их квалификации, не должны содержать элементарных для инженеров понятий, которые они обязаны знать после учебы в высших учебных заведениях.

С другой стороны, в программы вводятся новые учебные элементы, знание которых позволяет применять в своей практике современные достижения.

Поскольку от полноты и качества программы в значительной степени зависит успех обучения, поэтому знание принципов построения учебной программы в равной степени необходимо не только составителям её, но и обучающимся, так как последним это необходимо при разработке в дальнейшем индивидуального плана обучения.

В этом случае ему приходится быть в роли организатора своего учебного процесса. И от того, как он будет ориентироваться в программе обучения, будет зависеть качество учебного плана и учебного процесса.

3. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ — РЕШАЮЩИЙ ФАКТОР ПРИ САМООБУЧЕНИИ И САМОКОНТРОЛЕ

Дистанционное обучение ориентировано на самостоятельную учебную работу и наличие развитых средств представления информационных услуг.

Ответственность и максимальная самостоятельность обучающихся являются решающими факторами при организации учебного процесса в системе дистанционного образования.

Организация учебного процесса в образовательном учреждении, использующем дистанционную форму обучения, требует андрагогического подхода и представляет большие возможности для индивидуализации обучения. Однако, выявление, учет и развитие индивидуальных способностей, совершенствование индивидуального стиля мышления, самостоятельности осуществляется самим обучающимся. Образовательные учреждения представляют обучающимся материалы по дифференциальной психологии, организации самообразования, самоуправления, раскрывают технологию учебно-познавательной деятельности.

Дистанционное обучение предполагает наличие у обучающихся определенных способностей, навыков и умений.

В частности, к ним относятся:

Вполне понятно, что способности, умения и навыки саморегулируемого обучения развиваются не спонтанно, а целенаправленно. Поэтому учебно-методические материалы по дистанционному обучению должны содержать пособие для обучающегося по технологии самообразования. Содержание учебного материала, которое в условиях традиционного обучения является объектом рефлексии педагога, в обучающей программе для дистанционного обучения должно быть представлено в виде иерархизированной структуры правил, определяющих стратегию обучения.

При проектировании учебной деятельности обучающихся в системе дистанционного обучения необходимо задействовать все средства управления учебной деятельностью, позволяющие добиваться высоких результатов обучения. И прежде всего таких мощных факторов, как:

Мотивация к обучению

Общеизвестно, что необходимой предпосылкой успешности всякой деятельности, в том числе и учебной является сформированность мотивационной сферы.

Мотивация, как система мотивов, включает различные побуждения, из-за чего деятельность становится полимотивированной.

Все люди не всегда осознают мотивы, побуждающие к учебной деятельности. Но если в системе мотивов обучающегося полностью отсутствуют познавательные мотивы, например, он выполняет задание по обязанности, то его деятельность нельзя назвать учебной.

Сформировать у обучающегося мотивационную сферу — значит выработать у него систему ценностей, принятых на производстве, воспитать потребность в приобретении новых знаний и умений, раскрыть личностный смысл учения, тогда обучающийся осознает не только объективное, но и субъективное значение этого процесса.

В учебной работе осуществляются специальные воздействия на мотивационную сферу обучающихся. Условно они разделяются на специфические и неспецифические. К первым относятся те, что непосредственно направлены на формирование мотивации обучения. Это, с одной стороны, социально одобряемые мотивы, а с другой — система оценочных суждений самого обучающегося. Не специфические воздействия определяются такой организацией процесса обучения (прежде всего его содержания и методов), при которой формируемая у обучающихся система ценностей получит практическое воплощение.

Дистанционное обучение решающее влияние на формирование позитивного отношения к учению оказывает только при работе с эффективными обучающими программами. Такие программы предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность для обучающегося самому выбирать темп обучения, наличие игровых моментов, неограниченные способы предъявления иллюстративного материала, наличие задач исследовательского характера и т. д. Кроме того, необходим рационально организованный самоконтроль, избавляющий обучающегося от чувства неуверенности и неудачи, тормозящих познавательную активность индивида.

А как известно, ничто не обескураживает больше, чем неудача, ничто не окрыляет сильнее, чем успех.

Помимо таких специфических воздействий на мотивацию обучающихся, как оценка и уровень трудности изучаемого материала, исключительно важна организация учебной деятельности. В частности, на формирование познавательных мотивов большое влияние оказывают содержание и метод обучения.

Например, метод проблемных ситуаций стимулирует возникновение новых познавательных потребностей, а, следовательно, и учебную деятельность. Поэтому для постоянного поддержания мотивации учения разработчикам обучающих систем необходимо задействовать все компоненты учебной деятельности. Цели и задачи обучения

Успех любого обучения может быть обеспечен только в том случае. если обучающийся имеет ясное представление о цели своего обучения.

Диапазон учебных целей весьма широк: от формирования свойств и качеств личности, её способностей до усвоения обучающимся конкретной темы учебной программы. При этом важно соотнести задаваемые цели с теми, которые должны быть достигнуты в процессе обучения, придав последним конструктивный характер.

Поэтому обучающийся в системе дистанционного обучения при повышении квалификации должен четко определить, что он желает получить от выбранного курса. Его долговременными задачами будут саморазвитие и развитие его карьеры. Но они не будут полностью осуществлены до завершения курса. Чтобы сохранять мотивацию в процессе обучения, ему необходимо определять краткосрочные задачи и оценивать результаты их выполнения.

По этой причине учебные материалы для дистанционного обучения должны быть организованы по типу коротких модулей, которые могут быть освоены как бы в "один присест". И будет очень хорошо, если обучающийся будет ставить свои собственные задачи на каждое занятие, например: "в конце этих двух часов я буду иметь ...". Отмечая в составленном списке задач (расписании) выполненные работы, обучающийся приобретает значительное чувство достигнутого и получает личное удовлетворение.

Когда цели определены, встает проблема средств их достижения. Более того, характер обучения определяется используемыми средствами. Иначе говоря, обучающемуся необходимо разработать свою технологию обучения, то есть он должен освоить некоторые умения и навыки своего эффективного обучения и выбрать свой способ с учетом собственного опыта и обстоятельств.

Дистанционное обучение, в противоположность традиционным формам обучения, где темп обучения задается группой и преподавателем, дает обучающемуся гибкость в установлении собственного темпа и возможность изменить его при необходимости. Он может бегло просматривать легкие места изучаемого материала и, наоборот, дольше и более внимательно изучать наиболее трудные для него. Обучающийся может больше посвящать времени тем разделам, которые относятся к его деятельности, и уделять меньше времени тем частям, которые ему наиболее знакомы. Большой объем изучаемых материалов требует периодической проверки уровня понимания основных моментов в тексте и запоминания их. Проверить свои знания и понимание изучаемого предмета обучающийся может с помощью прилагающихся к учебному материалу упражнений, контрольных вопросов, учебно-тренировочных задач, тестов или обратиться еще раз к тем учебным материалам, которые он уже изучил, когда в этом будет необходимость.

При этом обучающийся активно вовлекается в учебный процесс, а вероятность правильности решения задач или ответов на вопросы, тесты, обеспечивают успех обучения, которое в конечном итоге становится эффективным.

При разработке обучающих систем необходимо заранее спроектировать те виды вопросов, которые будет предъявлять система и которые сможет задать обучаемый; немаловажным фактором является в этом случае и форма предъявления вопроса прежде всего обучаемым, а также допустимая форма ответа.

Вопрос, как и учебная задача, выполняет две функции диагностическую и обучающую. Правда, так называемые обучающие вопросы используются и для диагноза, а диагностические не только для оценки обучаемого, но и получения обратной связи при выборе соответствующего обучающего воздействия. Последнее особенно важно в случае компьютерной системы обучения.

Вопросы, как обучающее воздействие, зависят от следующих факторов:

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ И КОНТРОЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ КУРСА

Сделав вывод о том, что изучение избранного курса методом дистанционного обучения является важной задачей, обучающемуся необходимо спланировать собственное время, продумать, где и как заниматься, и определить, какое дополнительное обеспечение может понадобиться для достижения наилучших результатов, соответствующих его целям (рис. 1).

Рис. 1. Подготовка к дистанционному обучению

Закончив планирование занятий, обучающийся естественно столкнется с задачей выполнения плана, который включает в себя как начало процесса его выполнения от первого шага и далее, так и сохранения импульса, то есть начальной мотивации к обучению, определяемой поставленными целями.

Насколько хорошо обучающийся управляет своими занятиями покажет оценка того, как организован процесс изучения материала и контроль прохождения курса: во-первых, какие промежуточные цели он поставил и как расставил проверочные контрольные точки и, во-вторых, как он в этих точках контролирует процесс выполнения плана.

Внешняя обстановка. Благоприятная внешняя обстановка содействует эффективному обучению. Если её нет, можно с уверенностью сказать, что занятия будут бесполезными, а время потрачено понапрасну.

Каковы бы ни были домашняя или рабочая ситуации, обучающемуся следует попытаться найти свой угол по крайней мере на несколько месяцев занятий. И, конечно же, можно менять место для занятий, но с самого начала необходимо хранить свои материалы в определенном порядке и иметь гарантию, что во время занятий никто не будет отвлекать.

Необходимо выбрать комбинацию времени и места, больше всего подходящую для занятий и гарантирующую с наибольшей вероятностью, что никто и ничто не будет беспокоить (в том числе голоса, работа телевизора и т. д.). Место для занятий должно быть хорошо освещено, иметь благоприятную температуру и вентилируемое. Душная темная комната с очевидностью представит сложности для занятий.

Занятия должны проводиться в регулярное время. Нецелесообразно их переносить или откладывать.

Режим занятий. 5-10 минутные перерывы после каждого часа занятий дают возможность размяться и помогают сохранить "свежую голову". Почувствовав усталость, необходимо переключиться на другой вид занятий. Можно прослушать аудио или посмотреть видео, или вернуться вновь к упражнению, которое было пропущено ранее. Если это не помогает, необходимо прекратить занятие. В этом случае добиться чего-либо положительного вряд ли удастся. Можно читать страницу за страницей, не улавливая их смысла.

Какого-то одного "правильного" образца занятий не существует. Поэтому каждому обучающемуся необходимо определить свой собственный стиль. Нужно вспомнить старый опыт, проанализировать его и принять нужное решение. Какой бы стиль обучающийся не выбрал, он всегда должен помнить о необходимости "управлять" собственным процессом обучения.

Процессы планирования и контроля являются частью хорошо организованного процесса управления, которые позволяют обучающемуся судить об успехах учебы.

Планирование времени, окружающей обстановки и типа занятий, организация дополнительных условий — все это, помноженное на дисциплинированность, обеспечит успех в учебе. В противном случае -достижение намеченных целей будет поставлено под сомнение.

Хорошим методом для начала процесса обучения является метод ежедневных занятий, а золотым правилом должно стать: "Имей хорошие планы и придерживайся их, не откладывай работу на завтра".

Необходимо научиться подразделять работу на рутинную, механическую, например, переписывание или обычное чтение, и — на работу, требующую большой концентрации усилий, такую, как планирование задания и творческий процесс его написания. "Творческую" работу целесообразно выполнять по утрам, обычно в выходные дни, а "рутинную" работу по вечерам. Необходимо предусмотреть время для наиболее продуктивной и творческой работы и в соответствии с этим строить свои планы.

В плане целесообразно делать пометки о проделанной работе, чтобы знать, что нужно сделать в дальнейшем и какие материалы подготовить для предстоящих занятий.

Воздействие непредвиденных обстоятельств может быть причиной нарушения планов занятий. В этом случае необходимо оценить сложившуюся ситуацию и решить, как выйти из этого положения.

Приемы и методы обучения

Основная цель дистанционного обучения носит, как правило, практический характер — усвоить как можно больше хороших идей из представленных материалов и затем применить их в своей работе. При этом необходимо знать, на какие доказательства и доводы опираются эти идеи, и посвящать большую часть времени и энергии тем частям, которые содержат ключевые идеи. Уровень понимания основных моментов в тексте и способность связать их со своей работой можно проверить с помощью упражнений, учебно-тренировочных задач (УТЗ), тестов.

При работе с текстом подчеркивание ключевых слов может оказаться ценным. Этот способ заставляет сконцентрироваться при чтении и напоминает основные идеи при повторном обращении к тексту. Заметки на полях могут содержать собственные мысли и интерпретацию материала вместе с примерами из собственного опыта, которые могут быть полезными в дальнейшем. Выполнение кратких записей о том, что заинтересовало при просмотре видео- или прослушивании аудиокассет, также способствует усвоению изучаемого материала. При записях необходимо использовать системный подход.

Заметки необходимо сохранить в хорошем сброшюрованном виде, а не на каком-то клочке бумаги, который вероятнее всего потеряется. Заметки должны быть тщательно структурированы, так как структура является важной для понимания и обучения. Замечания должны состоять из заголовков с очень краткими объяснениями. В заметках необходимо использовать в большей степени собственные слова, а не дублирование текста. Выполнение обширных записей, которые дословно повторяют текст материала, — это пустая трата времени, так как чтение этих замечаний будет не быстрее чтения оригинала. Записи должны быть по возможности краткими.

Если обучающийся не может собственными словами выразить основ-ную мысль раздела, значит он не понял этой части курса и ему следует в этом разобраться. Записи всегда индивидуальны, поэтому каждый использует свой наилучший метод. Некоторые применяют разветвленные диаграммы, основанные на ключевых словах, например, как показано на рис. 2.

Другие предпочитают списки или предложения. Очень важно иметь свой метод их ведения. В конце концов, наличие хороших записей поможет при их просмотре закрепить полученные знания.

Как увеличить скорость чтения? Ошибочно просто читать каждую страницу. Задача состоит в том, чтобы понять основные идеи, ознакомиться с их доказательствами. Тексты для дистанционного обучения построены таким образом, чтобы думали над ними. Поэтому скорость продвижения по тексту будет зависеть от способности принять новые идеи, а не от скорости, с которой можно прочесть слова сами по себе. Диаграмма системы дистанционного обучения <Рис. 2. 002.gif Разветвленная диаграмма системы дистанционного обучения> Техника скоростного чтения чаще всего заключается в быстроте чтения материала, чем в его глубоком понимании. Такое беглое чтение имеет свое применение.

Очень разумно прочитывать материал прежде, чем читать его в деталях. Это поможет последующему чтению и пониманию при помощи установления общей структуры и основного содержания, и это также поможет идентифицировать части текста, которые можно пропустить, потому что уже знакомы с ними.

В погоне за быстрым чтением не следует пропускать упражнения, учебно-тренировочные задачи, встречающиеся в тексте.

Некоторые разделы потребуют больше времени, чем другие. Может оказаться выгодным потратить полчаса на интенсивное изучение материала на нескольких ключевых страницах, двигаясь дальше только тогда, когда освоена основная мысль.

Однако, не следует тратить слишком много времени на тот раздел, который не понятен. В этом случае следует перейти к следующему, сделав пометку на полях, а затем обратиться с возникшей проблемой к другим источникам.

Обучение с помощью аудио и видео. Аудио- и видеокассеты являются неотъемлемой частью материалов курса и предназначены для иллюстрации и ускоренного усвоения основных текстовых материалов.

Для эффективного обучения с помощью этих средств необходимо подготовиться к просмотру и прослушиванию, чтобы не отвлекаться на поиск каких-либо замечаний сразу же после начала работы с аудио- и видеоматериалами. Прежде всего необходимо продумать обстановку согласно сопровождающему материалу. Вероятнее всего придется делать записи или выполнять какие-либо упражнения. Поэтому надо быть уверенным, что есть весь рекомендованный материал. Когда делаются записи по материалам аудио и видео, очень полезно снабжать их указателями, к какой части кассеты это относится, с тем, чтобы можно было найти это место вновь при необходимости.

В учебных материалах могут быть ссылки на аудио-видеоматериалы и визуально обозначены на полях страниц с помощью символов.

Обучение с помощью обучающих компьютерных программ. Большинство курсов для дистанционного обучения включает компьютерные программы или данные на гибких дисках. Компьютерное обучение представляет собой набор весьма различных технологий: от простейших программ, предназначенных для закрепления навыков, до интеллектуальных обучающих систем, осуществляющих и управление обучением.

Компьютерное обучение наиболее эффективно для решения следующих учебных задач:

В элементарных компьютерных обучающих программах педагогический сценарий обычно содержит: Порядок работы с той или иной компьютерной обучающей программой излагается в Руководстве пользователя, а последовательность использования — в методических рекомендациях.

Обучающемуся следует оборудовать на рабочем месте IBM-совместимый компьютер.

5. САМОКОНТРОЛЬ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Хорошее планирование и разумный контроль обычно приводят к успеху в любой деятельности.

Планирование времени

Независимо от всех личных обязательств, в том числе и учиться, необходимо помнить, что единственным невосполнимым ресурсом и наибольшей ценностью является время, поэтому его необходимо использовать как можно более эффективно.

Как было отмечено в предыдущем разделе, наиболее эффективным способом обучения являются регулярные занятия. Поэтому следует попытаться выделить регулярное время для занятий. Для этой цели необходимо сделать анализ "средней" недели с помощью следующего задания и " найти" требуемое для занятий время. Задание В таблице (табл. 2), расположенной ниже, запишите все действия, произведенные Вами за день, включая сон, еду, хобби и т. д. Просуммируйте Ваше "свободное" время за каждый день и за неделю в целом. Помните, что предполагается, что Вы рассматриваете "среднюю" неделю без учета каких-либо непредвиденных обстоятельств.

Таблица 2

  Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
1 2 3 4 5 6 7 8
Время1       
 2       
 3       
 4       
 5       
 6       
 7       
 8       
 9       
 10       
 11       
 12       
 13       
 14       
 15       
 16       
 17       
 18       
 19       
 20       
 21       
 22       
 23       
 24       
Свободное время       
Общее время, требуемое на обучение =

Проделав эту работу, можно определить — какое время необходимо тратить и какое время имеется. Если с балансом времени что-то не получается, то следует еще поработать над тем, как управлять ситуацией и уменьшить рассогласование между необходимым и имеющимся временем.

Опыт показывает, что 6-10 действительно свободных часов в течение недели, которые можно затратить на обучение, могут обеспечить средний темп прохождения курса.

Естественно, дистанционное обучение станет частью жизни обучающегося на несколько последующих месяцев. IIpи рационально выбранном режиме и определенных успехах неожиданно для себя ему может показаться, что обучение само по себе приятное занятие. Это уже будет свидетельством высокой оценки способности управлять своим временем.

Планирование занятий

Закончив работу с планированием бюджета времени, обучающемуся необходимо иметь верное представление об элементах, составляют и. дистанционное обучение, а также о структуре курса. Поэтому ему необходимо очень хорошо изучить программу и методические рекомендации, приниженные в учебном курсе. Ознакомившись со структурой модулей, необходимо научиться в них ориентироваться. После этого обучающемуся можно приступать к разработке персонального учебного плана (расписания), придерживаясь методических указаний, прилагаемых к каждому модулю. В них даются рекомендации о последовательности и порядке изучения учебного материала.

В качестве примера можно рекомендовать нижеприведенную форму персонального учебного плана (расписания) (табл. 3). Естественно, обучающийся свободен в выборе формы учебного плана. Он может использовать свою форму. При составлении плана целесообразно пользоваться карандашом с тем, чтобы в последующем можно было вносить изменения.

Основное требование к персональному учебному плану — его реалистичность. Он должен сочетаться с профессиональной и личной жизнью и служить надежным инструментом управления учебным процессом с первого и до последнего занятия. В противном случае у обучающегося могут появиться проблемы, связанные с качеством изучения учебного курса.

Обучающемуся целесообразно обсудить персональный план со своим пепосредственным начальником, так как он будет обеспечивать значительную поддержку его занятиям.

Таблица 3

№ недели Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье Всего часов Модуль №
Примечания
Начало обучения Окончание обучения
№ учебного вопросачасы № учебного вопросачасы № учебного вопросачасы № учебного вопросачасы № учебного вопросачасы № учебного вопросачасы № учебного вопросачасы План/Факт
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
Общее количество часов  

Контроль занятий

При дистанционном обучении об осуществлении собственных замыслов суде! знать только сам обучающийся. Поэтому существенной частью процесса управления учебной деятельностью является самоконтроль этого процесса с тем, чтобы убедиться, что требуемые результаты ДОСТИГНУТЫ.

С точки зрения обучения ресурсы включают его время и мотивацию, материалы курса и собственный опыт.

Результаты же состоят из завершенных работ, приобретенных знаний, опыта и, в конечном и итоге , из завершенного курса и сданного экзамена.

Если обучающийся поставил перед собой задачи для выполнения определенного вида работ за конкретное время, то он может легко определить стадию на пути достижения своих целей, отмечая даты окончания работ в персональном плане (расписании).

Обучающийся довольно быстро обнаружит, что это является хорошим стимулом к обучению, Регистрация результатов выполнения учебно-тренировочных задач, различного рода упражнений также свидетельствует об этом.

Однако обучающийся должен ставить перед собой реальные задачи, которые не выходят за пределы его возможностей, так как постоянные неудачи являются сильными демотивирующими факторами. Если же обучающийся легко достигает результатов, то он может изменит!) список задач, чтобы результаты были более значимыми

Таким образом, процесс контроля связан с постановкой задач в плане или расписании и оценкой результатов их выполнения с тем, чтобы обучающийся мог убедиться, что прогресс в обучении удотвлетворяет его.

6. ВЫХОДНОЙ КОНТРОЛЬ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Дистанционное обучение, являясь альтернативой традиционному обучению, имеет с ним как общие так и отличительные аспекты.

Так оценка знаний, умений и навыков, полученных в процессе дистанционного обучения, приобретает особое значение ввиду отсутствия непосредственного контакта обучающегося и педагога.

Контроль успеваемости обучающихся при дистанционном обучении может проводиться путем обычных экзаменов, письменных экзаменов, курсовыми работами с их обсуждением через электронную почту. Обычные экзамены возможны, но требуют сбора обучаемых в одном центре. В этом случае в системе контроля успеваемости недостатки очевидны.

В компьютеризированной системе подготовки персонала в отраслевой СНО используется качественно новая система контроля знаний, позволяющая, с одной стороны, преодолеть указанные недостатки, а, с другой стороны, реализовать большие возможности, предоставляемые вычислительной техникой.

Современные компьютерные обучающие системы снабжены эффективными средствами оценки и контроля процесса усвоения знаний и приобретения навыков, позволяющими организовывать непрерывную связь в виде входного, текущего и выходного контроля.

Результаты входного контроля дают возможность обучающемуся осуществляв управление процессом обучения, так как по ним определяются подходы к организации своего процесса обучения. Они учитываются как ПРИ составлении персонального плана обучения, так и в дальнейшем, в ходе процесса самообучения, как инструмент текущего и выходного (рубежного) самоконтроля.

В среде дистанционного о образования может находиться не любой желающий обучаться, но причине того, что оно предъявляет определенные требования:

Они свидетельствуют о том, что в отборе информации, соответствующей содержанию образования при повышении квалификации большая роль принадлежит самому обучающемуся, то есть в доопределении и "открытия" недостающей профессиональной информации ("Входной КОНТРОЛЬ")

В компьютерных обучающих системах для повышения квалификации предметное наполнение режима "входной контроль" весьма проблематично, так как это связано с отсутствием четко сформулированных стандартов знаний и конкретно очерченных объемов умений. Любой специалист, повышающий квалификацию, имеет свой определенный багаж знаний И убедить его с помощью компьютерного "Входного контроля" в недостатке их не всегда корректно.

В этом случае лучше предложить ему самому сделать анализ своего багажа знаний с помощью простого и доступного приема.

Для этой цели обучающемуся необходимо взять программу обучения, паспорт рабочего места (входят в состав комплекта дистанционного обучения) и чистый лист бумаги, который следует разделить пополам. Левый столбец обозначить буквой А, а правый буквой Б. В результате получится таблица (таблица 4), в которую записываются самооценки, самоанализа.

Таблица 4

А
Что я не знаю, но мне нужно знать
Б
Что я плохо знаю, а следует лучше знать

Эта таблица в заполненном виде — основа для действий, направленных на развитие знаний.

Основу комплектов учебных материалов для дистанционного обучения по основным ключевым темам курса, используемых в отраслевой СНО для повышения квалификации руководителей и специалистов, как правило. составляют компьютерные обучающие средства:

На каждом компьютерном средстве устанавливается своя система контроля Эта система с документальной точностью фиксирует весь учебный процесс, является многокритериальной и позволяет набирать статистический материал.

Схема обучения, как правило, следующая:

Компьютерные обучающие средства обеспечивают функционирование следующих режимов:

Контрольная дискета

Контрольная дискета с выпускным заданием предназначена для выполнения контрольной или экзаменационной работы по итогам обучения. Она может находиться в составе комплекта или высылаться обучающемуся в конце курса обучения.

Контрольная дискета рассчитана на один запуск, лимитированный но времени. После выполнения контрольного задания, дискета возвращается в учебный центр.

Организация выходного контроля

В конце курса, завершив обучение, обучающийся выполняется контрольное задание на компьютере но всем компьютерным обучающим средствам, входящим н состав комплекта, или по контрольной дискете.

Организация и последовательность выполнения контрольного задания в каждом конкретном случае излагается в учебной программе в методических указаниях к модулю "Экзамен"

После выполнения контрольного задания результаты обучения передаются в учебный центр, реализующий дистанционное обучение.

Учебный центр производит анализ статистики обучения всех компьютерных средств и проверку выполнения контрольного задания и на их основании информирует обучающегося о результатах обучения.

При положительных результатах обучения учебный центр высылает обучающемуся сертификат об образовании.