Логотип Логотип
Фонд содержит аннотации на УММ 3963
 
     Главная
     О Фонде
     Термины и определения
     Карта сайта
     Вход
     Регистрация


 
 
 

Основные термины и определения16.12.2017

1.1 Под учебно-методическими материалами понимаются:

· различные документы и материалы (положения, учебно-программная документация, учебно-методические и наглядные пособия, методические рекомендации и указания, рекомендации по составлению паспорта рабочего места, лекции, руководства);

· комплекты дистанционного обучения (КДО);

· интерактивные обучающие системы (ИОС);

· электронные учебники (ЭУ);

· виртуальные лабораторные работы (ВЛР);

· деловые игры (ДИ);

· учебные видеофильмы;

· образовательные интернет-ресурсы;

· учебные фолии (слайды) и т. п.

Указанные учебно-методические материалы (УММ) направлены на совершенствование учебно-методического и образовательного процесса при подготовке, повышении квалификации и переподготовке персонала в учебных заведениях и на производстве.

1.2 Основные определения:

- комплект учебно-программной документации – учебные планы и программы теоретического и производственного обучения, нормативы оснащенности учебных кабинетов, мастерских и др., перечни работ для определения уровня квалификации при обучении рабочих, экзаменационные билеты и тестовые дидактические материалы, объединенные в комплект в соответствии с учебной программой по конкретной профессии для обучения персонала;

- рекомендации по составлению паспорта рабочего места – методические рекомендации по составу, оформлению и перечню должностных обязанностей, позволяющие составить паспорт рабочего места непосредственно на предприятии;

- лекция, сборник лекций – учебно-методический материал для теоретического обучения;

- учебно-методическое пособие (УМП) – учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины;

- руководство – документ, определяющий действия работников во время технологического процесса или описывающий правила и методы обучения персонала и способы управления им;

- методические рекомендации – документ, определяющий совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы, процесса или исследования;

- интерактивная обучающая система (ИОС) – учебно-методический материал, предназначенный для приобретения знаний и проверки навыков обучающегося в диалоговом режиме с использованием современных средств компьютерного дизайна: графики, динамики, анимации и других мультимедийных технологий в соответствии с утвержденной учебной программой для конкретной специальности. Информационное обеспечение для ИОС создается на базе когнитологических методик для реализации учебного материала в экранном представлении, а автоматизация работы обучающей системы обеспечивается типовой универсальной настраиваемой компьютерной программой. Интерактивные обучающие системы бывают четырех видов – компьютерные тренажеры-имитаторы, автоматизированные обучающие системы, электронные учебники, виртуальные лабораторные работы;

- типовая универсальная настраиваемая компьютерная программа – ранее разработанное специальное программное обеспечение, предназначенное для автоматизации работы ИОС. Обеспечивает представление учебного материала, обработанного технологом, методистом и дизайнером в экранном виде и в заданной временной последовательности, и автоматизированный контроль знаний обучаемого;

- комплект дистанционного обучения (КДО) – набор ранее созданных учебно-методических материалов, записанный на внешние электронные носители информации, предназначенный для индивидуального заочного обучения и включающий в себя методические материалы, лекции, ИОС, видеофильмы и др., подобранные в соответствии с учебными программами;

- компьютерный тренажер-имитатор (ТИ) – ИОС, моделирующая технологические ситуации, требующие управляющих воздействий персонала; предназначенная для обучения и проверки знаний обучаемого в диалоговом режиме (главные режимы: обучение и экзамен) с использованием современных средств компьютерного дизайна: графики, динамики, анимации и других мультимедийных технологий;

- автоматизированная обучающая система (АОС) – ИОС, предназначенная для обучения и проверки знаний обучаемого в диалоговом режиме (главные режимы: обучение и экзамен) с использованием современных средств компьютерного дизайна: графики, динамики, анимации и других мультимедийных технологий;

- электронный учебник (ЭУ) – ИОС, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, представляющая теоретический материал для получения знаний в соответствии с учебной программой и обеспечивающая проверку знаний обучающегося с использованием современных средств компьютерного дизайна: графики, динамики, анимации;

- виртуальная лабораторная работа (ВЛР) – ИОС, интерактивно моделирующая функционирование изучаемого реального объекта и необходимых измерительных приборов, предоставляющая обучаемому возможность изучить их назначение, свойства и порядок работы с ними, производить и фиксировать измерения, выполнять расчеты, составлять отчеты и анализировать результаты. Особенностью ВЛР является предоставление обучаемому возможности проведения анализа полученных результатов исследований, в том числе на режимах и при условиях, которые не могут быть, в силу тех или иных причин, воспроизведены при проведении обычной лабораторной работы;

- деловая игра (ДИ) – активный метод обучения, использующий имитацию реальных производственно-экономических процессов на игровой модели для создания у обучаемого наиболее полного ощущения реальной деятельности в роли лица, принимающего решение;

- учебный видеофильм – наглядное УМП, представляющее обучаемым учебный материал в форме объединенных сценарием видеофрагментов с использованием аудиовизуальных средств информации (телевизора, персонального компьютера, аудиторного аудиовизуального оборудования) и элементов интерактивности (интерактивный учебный видеофильм);

- образовательный интернет-ресурс – учебно-методический материал, созданный с использованием интернет-технологий (портал дистанционного обучения, образовательный интернет-сайт, виртуальный консультационный центр);

- фолии, слайды – наглядные пособия на прозрачных пленках, предназначенные для демонстрации при помощи оверхед-проектора (кодоскопа);

- плакат вид графики, броское изображение на листе большого формата с кратким пояснительным текстом, выполняемое в информационных, рекламных или учебных целях;

- стандарт профессионального обучения по профессии – совокупность требований к уровню, содержанию и качеству профессионального обучения, установленных в соответствующих нормативно-технических документах. Составляющими стандарта являются профессиональная характеристика и федеральный (обязательный) компонент содержания профессионального обучения, учитывающий специфику ПАО «Газпром»;

- макет – пространственное изображение чего-либо, обычно в уменьшенных размерах, используемое в учебных целях;

- полигон учебный – учебное подразделение образовательного учреждения, организуемое с целью создания необходимых условий для первоначального производственного обучения профессиям, требующим от учащихся достаточно прочно отработанных профессиональных навыков до момента направления их для продолжения производственного обучения и производственной практики на предприятия. На учебных полигонах, как правило, проходят начальные этапы производственного обучения;

- мониторинг использования УММ – анализ востребованности УММ, содержащий электронные таблицы, данные информационно-статистической системы, информацию по всем этапам жизненного цикла УММ;

Фонд УММ СНФПО ПАО «Газпром» – банк данных, содержащий аннотации на УММ обществ и организаций ПАО «Газпром», размещаемый на сайте Системы непрерывного фирменного профессионального образования руководителей и специалистов ПАО «Газпром» и Системы непрерывного обучения рабочих в обществах и организациях ПАО «Газпром»



 
 
 
Все права защищены © 2003–2017 ПАО «Газпром» Контактная информация